на главную страницу сайта

Не заученное и самостоятельно сделанное определение гласных и согласных звуков прочно усваивается ребенком


Начало грамоты ребенка - звуки и речь




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Дайте ребенку возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными

Научить ребенка гласным и согласным звукам

После того как будут проанализированы трехзвуковые слова, можно вводить новое - учить различать гласные и согласные звуки. Вам кажется, что это сложно для маленького ребенка? Ничуть! Дайте ему возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как это нужно сделать.

Отберите карточки со схемами слов, разобранных на предыдущих занятиях (см. предыдущие страницы этого раздела нашего сайта): шар, дом, сыр, кит, лук, лес. Вы видите, что в этих словах есть все гласные звуки нашего языка - а, о, ы, и, у, э.

Положите перед малышом карточку со словом шар и загадайте ему загадку: "В этом слове есть один звук - необыкновенный. Этот звук можно очень громко крикнуть, можно пропеть, когда ты его произносишь, ничто во рту тебе не мешает - ни губы, ни зубы, ни язычок. Угадай, какой это звук".

Ребенок легко догадывается - а.

Проверьте вместе с ним, так ли это. Не смущайтесь, пусть дети покричат, послушают этот звук, убедятся, как легко он произносится. Точно так же найдите вместе с детьми звуки о (дом), ы (сыр), и (кит), у (лук), э (лес).

Только после этого взрослый объединяет все эти звуки в одну группу и говорит, что они называются гласными, в отличие от согласных, которые нельзя крикнуть так, как гласные звуки.

Гласные звуки мы теперь будем обозначать красными фишками. Иногда, чтобы облегчить ребенку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что согласный звук нельзя потянуть, нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки р, м, л, т.е. все те согласные, которые можно долго тянуть и петь.

А вот если мы обратим внимание ребенка на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает - или губы, или язык, то ребенок уже никогда не ошибется.

Скажите ему: "Действительно, звук м можно долго тянуть и даже песенку можно "промычать", но посмотри, как крепко закрыт у тебя ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта".

Вот теперь установлена разница между гласными и согласными звуками. Такое не заученное и как бы самостоятельно сделанное определение гласных и согласных звуков прочно усваивается детьми, они легко оперируют своими знаниями.

И сразу же обратите внимание ребенка на то, что согласные звуки в слове произносятся по-разному - то мягко, то твердо. Если вы правильно учили ребенка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребенок называл согласный звук так, как он действительно слышится в слове, то различение согласных на твердые и мягкие не вызовет у ребенка никаких затруднений.

Покажем, как это можно сделать. Предложите ребенку проанализировать слово Нина. После того как слово разобрано, схема звукового состава заполнена фишками, вы задаете малышу вопрос: "Какие в этом слове есть гласные звуки?" - "И, а", - отвечает ребенок, указывая на красные фишки, стоящие на схеме. "А какие в этом слове согласные звуки?" - "Н и н". - "Очень хорошо! А скажи, как тебе кажется, похожи эти звуки или нет? Послушай, как я их произношу: нь-нь-нь, н-н-н". - "Похожи". - "Но один звук я произношу мягко, послушай: нь-нь-нь, а другой: н-н-н - как я его про изношу?" Обычно ребенок отвечает: "Ты его грубо произносишь". Вы подтверждаете: "Да, я его произношу твердо: н-н-н, а звук нь-нь-нь я произношу мягко, правда? Те согласные звуки, которые мы произносим твердо, называются твердыми согласными, и мы будем их обозначать синими фишками, а те согласные, которые мы произносим мягко, называются мягкими согласными, и обозначать мы будем их зелеными фишками. Давай уберем со схемы белые фишки и поставим эти. Какой звук ты обозначишь синей фишкой?" - "Звук н". - "Правильно, ставь фишку. А зеленой фишкой какой звук в этом слове будем обозначать?" - "Звук нь".

Вот так вы познакомили ребенка с такими сложными понятиями, как гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

На дальнейших занятиях вам больше не понадобятся белые фишки: проводя звуковой анализ слова, ребенок должен теперь характеризовать каждый звук как гласный или согласный и пользоваться соответствующими фишками.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Подготовка ребенка к школе


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру