на главную страницу сайта

Давайте попробуем произнести слово по-другому, скажем его так, чтобы внимание ребенка переключилось со смысловой стороны слова на его звуковую сторону


Начало грамоты ребенка - звуки и речь




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить его слышать, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим

Научить ребенка слышать слово

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, .музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский


Итак, с чего начать занятия по грамоте? Прежде всего мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить его слышать, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Но как это сделать? Когда мы знакомим ребенка с каким-то предметом, мы даем ему этот предмет в руки, помогаем его рассмотреть, обращаем внимание малыша на различные его свойства. А как же быть со словом, которое исчезло, как только мы его произнесли? Давайте попробуем произнести слово по-другому, скажем его так, чтобы внимание ребенка переключилось со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. И здесь нам на помощь, конечно, опять придет игра.

Поиграем с малышом в "жуков". Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Дети бегают по комнате, машут ручками и с удовольствием жужжат. "Какую песенку поет жук?" - спрашивает взрослый. "Ж-ж-ж", - отвечают дети. Давайте скажем слово жук так, чтобы услышать эту песенку: ж-ж-жук. Дети охотно повторяют слово, жужжат, вслушиваются в песенку жука. "А давайте послушаем, есть ли песенка жука в других словах? Крыж-ж-ж-жовнuк. Есть! А в слове нож-ж-ж-жницы? Тоже есть! Ж-жаворонок. И в этом слове жук поет свою песенку! А в слове бабочка? Давайте послушаем: бабочка. Поет в этом слове жук песенку? Нет!"

Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание детей со смысловой стороны слова на его звуковую сторону.

Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: длительное произнесение звука з можно сравнить с полетом комара, длительное протягивание звука ш - с шелестом листьев, быстрое повторение звука п - с пыхтением ежика. Поиграйте с малышами в эти звуковые игры. Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов, в которых "звенит комарик", "работает мотор" (р-р-р).

Вначале ребенок будет называть немного слов, но с каждым разом их число будет увеличиваться. Старайтесь строить эти игры-занятия таким образом, чтобы дети усваивали способ выделения звука: слово произносится не обычно, а особо, так что один звук в нем подчеркивается, произносится более длительно, чем другие.

Надо отметить, что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: естественно, легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть (например, шипящие, свистящие). Гораздо труднее выделить такие звуки, как б, п, д, т. Но очень важно, чтобы в ваших занятиях с детьми звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались. Иначе дети, быстро усвоив способ протяжного произнесения звука (ж-ж-жук), с большим трудом будут переходить к подчеркнутому произнесению и выделению звука, который нельзя потянуть.

Поэтому очень важно, чтобы взрослый, занимающийся с ребенком, мог легко менять свою артикуляцию, ярко подчеркивая в слове тот звук, который ребенок должен выделить и назвать изолированно. Вам придется самим поупражняться, научиться интонационно подчеркивать эти звуки не только в начале слова, но и в середине, в конце.

Постепенно начинайте учить и ребенка менять артикуляцию при произнесении слова, интонационно подчеркивать один звук. Например, вы играете с ребенком в такую игру: "Кто назовет больше слов со звуком р?" Ребенок увлеченно говорит: "Корова, подарок". Прервите его: "Я не слышу, где же там звук р..." Пусть малыш произнесет слово по-другому: "кор-ррова" - только тогда вы услышите.

Не сердитесь, если у ребенка не все сразу будет получаться, радуйтесь вместе с ребенком его успехам, поощряйте его, расскажите другим членам семьи о его достижениях - и вы увидите, как с каждым занятием будет увеличиваться запас слов ребенка, а главное, будет расти его желание заниматься.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Подготовка ребенка к школе


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру