на главную страницу сайта

Очень важно, чтобы ребенок понял, как получается каждое новое число, чем оно отличается от уже известного


Учим ребенка математике




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Ребенок должен понять, что число не зависит от предметного содержания

Как научить ребенка действовать с числами

Итак, дети научились сравнивать предметы по длине, высоте, толщине (словом, по величине), научились определять количественные отношения - больше, меньше, поровну. Делают они это, еще не умея считать, не зная числительных.

Теперь можно переходить к числу. Очень важно, чтобы ребенок понял, как получается каждое новое число, чем оно отличается от уже известного.

На примере образования числа 2 мы покажем вам принцип образования любого числа.

Взрослый ставит на стол перед ребенком предметы, например елочки и грибочки. Прежде всего необходимо выяснить, каких предметов больше, каких меньше (или их поровну?). Дети (если с ними была проведена предварительная работа, о которой говорилось на предыдущей странице сайта) легко справятся с заданием и ответят: "Елочек больше, а грибов меньше, тут одна елочка лишняя, а тут одного грибочка не хватает".

После этого взрослый вместе с ребенком считает елочки: "Одна, две", обводит пересчитанную группу круговым жестом: "Всего две елочки", кладет рядом с елочками цифру 2. "А грибочек один". Кладет рядом с грибочком цифру 1. "Два больше, один меньше".

Теперь надо показать способы образования равенства из неравенства. Этих способов два.

Первый: к одному грибочку ставят еще один грибочек, елочек и грибов становится поровну, по два. И тогда к грибочкам вместо цифры 1 кладут цифру 2. Затем взрослый восстанавливает ситуацию (две елочки, один грибочек), после чего показывает второй способ образования равенства: убирается одна елочка. Елочек и грибов становится поровну, теперь уже по одному; рядом нужно положить по цифре 1.

Точно так же покажите своему ребенку образование всех остальных чисел до 10. Тогда он увидит, чем одно число отличается от другого, начнет понимать, что же такое число и как соотносятся смежные числа. Уже на нашем примере с елочками и грибами вы видите, как ребенок подводится к пониманию того, что число не зависит от предметного содержания. Сравниваем зеленые елочки и коричневые грибы, но когда их по два (или по одному), то их поровну!

Следите за тем, чтобы при пересчете ребенок соотносил с одним предметом только одно числительное, т. е. не считал бы один и тот же предмет дважды.

Кроме того, важно научить детей отсчитывать от большего количества меньшее. Например, ваш ребенок научился считать до пяти. Вы ставите на стол перед ним корзиночку с грибами, грибов много, штук 12, но вы предлагаете взять 4 грибочка. Пусть вначале ребенок считает вслух - это дает вам возможность проследить, научился ли он считать, правильно ли он соотносит числительное с предметом. После того как ребенок возьмет нужное количество, спросите: "Сколько у тебя грибочков?" Ребенок должен ответить: "Четыре гриба". Тем самым вы будете приучать ребенка запоминать задание (сколько надо было отсчитать и сколько он отсчитал) и именовать итоговое число. Это навыки, важные для счета.

Умение отсчитывать из большего меньшее надо выработать у ребенка на всех числах до 10, соблюдая указанные выше правила.

Что еще важно для формирования представлений о числе? Важно показать детям, что число не зависит от расстояния между элементами, его составляющими, от их величины. Как это сделать?

Перед ребенком на столе в два ряда лежат кубики: в одном ряду на близком расстоянии один от другого - 7, в другом (параллельном, на значительном расстоянии один от другого) - 6. Ребенка просят определить, где больше кубиков, где меньше. В большинстве случаев дети, не пересчитав кубики в том или ином ряду, показывают на второй ряд и говорят: "Здесь больше".

Научите ребенка правильно определять количество, посоветовав ему отвечать каждый раз только после того, как он пересчитает. А после пересчета выясняется, что там, где кажется больше, - 6, а там, где кажется меньше, - 7. Дети уже должны знать, что 7 больше 6, а 6 меньше 7. Для того чтобы еще раз продемонстрировать им это, кубики двух рядов кладут парами. Теперь дети и наглядно убеждаются, где больше и где меньше кубиков.

Таким образом, вы показали вашему ребенку: несмотря на то что верхний ряд занимает меньше места (расстояние между кубиками меньше), в нем этих кубиков больше, чем в нижнем ряду (нижний ряд длиннее, потому что расстояние между кубиками больше).

Как показать, что число не зависит от величины предметов? Посадите слева от себя двух больших кукол, а справа - тоже двух, но очень маленьких кукол. Выясните с ребенком какие куклы больше, какие меньше, после чего спросите: "А каких кукол больше - больших или маленьких?" Даже если ваш ребенок ответит правильно, дайте ему возможность убедиться в своей правоте: посадите маленьких кукол (по одной) с каждой из больших, т. е. установите попарное соответствие. И ребенок увидит, что хотя одни куклы большие, а другие маленькие, но их две и две, их поровну.

То, что число зависит от размера элементов, его составляющих, надо проиллюстрировать другими предметами и в пределах всех десяти изучаемых ребенком чисел.

В результате у ребенка сложатся представления о натуральном ряде чисел. Ребенок будет понимать, что, например, 5 идет после 4, потому что на 1 больше 4 (но перед 6 потому что меньше 6 на 1). Иначе говоря, он будет понимать очень важную закономерность натурального ряда чисел, он будет понимать отношения между смежными числами.

Для закрепления этого понимания проведите с вашим ребенком и его сверстниками игру "Назови соседей".

Взрослый бросает ребенку мяч и называет то или иное число. Поймавший должен назвать соседей этого числа и вернуть мяч взрослому. Например, взрослый бросает мяч и говорит: "Два". Поймавший должен сказать: "Один и три" и возвратить мяч. Взрослый, поймав мяч, посылает его другому ребенку, говоря при этом: "Четыре". Тот должен сказать: "Три и пять», вернуть мяч и т.д.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Подготовка ребенка к школе


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру