на главную страницу сайта

Представления ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, складываются прежде всего в непосредственном общении с окружающим


Умственное воспитание ребенка




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Жизнь детей дома и в детском саду дает им много разнообразных впечатлений

Ребенок изучает окружающий мир

Представления детей о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, складываются прежде всего в непосредственном общении с окружающим.

Жизнь детей дома (и в детском саду) дает им много разнообразных впечатлений. Мебель в комнате, бытовые приборы, посуда, из которой ест ребенок, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется, одежда, которую носит, игрушки - это тот предметный мир, с которым раньше всего знакомится маленький ребенок. Действуя с предметами, малыш познает их свойства, научается отмечать их среди других, называть, понимать их назначение и способы использования.

Вдумчивые родители в самых разнообразных жизненных ситуациях развивают возникшую у ребенка необходимость в определенных сведениях о вещах, уточняют детские представления о предметах, обращают внимание на важные качества и свойства предметов, воспитывают правильное отношение к ним.

Вот ребенок играет с песком, пытается делать "пирожки", но песок сухой, рассыпается. Мать дает ему лейку с водой, предлагает полить песок и уж тогда лепить. Трудности преодолены, игра продолжается. Практический урок состоялся - ребенок узнал, что вода изменила свойства песка, понял, что лепить надо из влажного песка.

Девочка подходит к клумбе, старательно вырывает все, что на ней растет, и радостно сообщает: "Смотрите, какая чистая клумба". Объяснение родителей уточняет ее представления; теперь она знает: вырывать надо только сорняки, и делается это для того, чтобы цветы лучше росли.

Дети играют в "железную дорогу". Мальчик изображает машиниста. Пассажиры сидят на стульях. В игру включается еще один ребенок, начинает проверять билеты. Машинист протестует, считая проверку билетов своим делом. Взрослые объясняют, что на самом деле должен делать машинист; игра продолжается.

Непосредственное общение с предметами и явлениями окружающей действительности не только расширяет практический опыт ребенка, но и пробуждает у него стремление узнавать, живой интерес ко всему новому.

Общение с окружающим миром порождает у ребенка массу вопросов: как, почему, зачем? "Почему из сухого песка не получается пирожок, а из мокрого легко выходит? Что это за разноцветная полоса на небе, откуда она взялась ? Почему корова называется домашним животным - она же живет не дома, а в коровнике?" Но вопросы дети задают лишь тогда, когда взрослые серьезно относятся к их стремлению все узнать и понять, доброжелательно отвечают им, помогают самим найти ответ; вместе с ними радуются их маленьким открытиям.

Взрослые должны постараться не упустить случая привлечь внимание детей к доступным их пониманию явлениям общественной жизни, помочь понять особенности жизни человека в обществе, зародить в душе ребенка любовь к родной стране.

Так, во время прогулки надо обратить внимание детей на празднично украшенные улицы города, поговорить о предстоящем празднике, предложить вспомнить выученное стихотворение. В другой раз привлечь детей к наблюдению за работой по благоустройству двора или улиц города. В дни праздников можно сказать о них, как они связаны с историей страны. Все это обогащает личность ребенка, создает у детей настроение, которое располагает к пониманию важных в умственном и нравственном отношениях явлений и событий общественной жизни.

Разумеется, у детей даже одного возраста представления об окружающем могут разниться. Это естественно. Хорошо, если у детей формируются начальные проявления собственного видения и понимания мира, избирательные интересы и личное отношение к восприятию и использованию полученных впечатлений об окружающем и разнообразной деятельности. Это личное, приобретенное ребенком в дошкольные годы, остается у человека на всю жизнь.

Да, непосредственное знакомство ребенка с предметами и явлениями окружающей действительности в повседневной жизни имеет огромное значение. В самостоятельных играх, наблюдениях, в доступных видах труда личность ребенка существенно обогащается.

И все же нельзя полагаться на ясность и разумность выводов, сделанных детьми только из такого непосредственного соприкосновения с окружающим миром. Важны также специальные занятия, на которых дети систематически получали бы доступные знания о предметах, явлениях, отношениях, действиях. В детском саду в соответствии с программой ведутся - планомерно и последовательно - разнообразные занятия. И дома развитие ребенка не может идти только "между делом" - в режиме дня должно быть предусмотрено специальное время для занятий по развитию речи, по подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических представлений, для занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, физкультурные занятия.

Важно отметить, что на таких занятиях происходит обогащение представлений ребенка о повседневной действительности. На речевых занятиях, например, детей учат называть предметы и их свойства, рассказывать по картинке, на которой изображены предметы или сюжеты из жизни детей, взрослых. На математических занятиях дети усваивают знания о форме, величине, количественных отношениях.

Еще больше возможностей для обогащения и закрепления представлений об окружающем дают занятия рисованием. лепкой, аппликацией. Изобразительная деятельность ребенка просто невозможна без обследования характерных свойств изображаемых предметов (формы, величины, строения, цвета, положения в пространстве) и создания наглядных представлений.

И не только о внешних свойствах идет речь - здесь становится возможным переход к познанию свойств скрытых. Признаки величины и цвета, например, помогают детям усвоить и отразить в рисунке знания о росте и созревании плодов (маленький зеленый помидор еще не созрел, а красный большой - вырос и созрел). Рисуя трамвай, автомобиль, поезд, танк, ребенок уточняет представления о том, что все передвигающиеся по земле машины имеют колеса. Одни ездят просто по земле, асфальту, другие - по рельсам, третьи (трактор, танк) - по "дороге", которую сами прокладывают (что же такое гусеницы, как не такая дорога?). Поняв, что трамваям и троллейбусам нужен ток, ребенок не забудет нарисовать провода. Все это показывает, что в ходе изобразительной деятельности решаются и серьезные образовательные задачи.

Все это, безусловно, оказывает важное влияние на умственное развитие ребенка. Взрослым следует шире использовать образовательные возможности всех занятий, которые проводятся с детьми дошкольного возраста.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Ребенок от трех до семи лет


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру