на главную страницу сайта

Очень важна языковая работа над словом - раскрытие многозначности слова, выработка у ребенка умения подбирать синонимы и антонимы


Развитие речи у ребенка




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Расширение словаря у ребенка происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего

Расширение словаря ребенка

Хотя расширение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом - к ней относятся прежде всего раскрытие многозначности слова, выработка у ребенка умения подбирать синонимы (слова с тем же значением) и антонимы (слова с противоположным значением).

Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с разными значениями известных слов, учить правильно употреблять эти слова в сочетании с другими. Например, предложите ребенку закончить предложение и добавить антоним: "Вишня мелкая, а яблоко (крупное). Ручей мелкий, а река (глубокая)".

Вот словесная игра "Наоборот". В ней используются следующие пары антонимов:

Существительные: день - ночь, небо - земля, печаль - радость, свет - темнота, грязь - чистота, вход - выход.
Глаголы: спешить - медлить, строить - разрушать, зажечь - погасить (потушить), поднимать - опускать, разрешать - запрещать.
Прилагательные: громкий - тихий, мягкий - твердый, сладкий - горький, холодный - горячий, сильный - слабый, длинный - короткий, веселый - скучный, хороший - плохой.

Сначала взрослый показывает ребенку картинки (заранее подобранные) с изображением высокого и низкого дома, короткого и длинного карандаша, большого и маленького яблока.
- Посмотрите на эту картинку. Что здесь нарисовано?
- Дом.
- Какой он?
- Высокий.
- А на этой картинке какой дом?
- Низкий...

Подобные вопросы задают и про другие картинки. Затем взрослый говорит:

- А сейчас мы будем играть в интересную игру, игру со словами. Слушай внимательно, как мы будем играть. Я скажу слово, а ты должен придумать слово наоборот, вот так: если я скажу "длинный", ты должен сказать "короткий". А если я скажу "большой", ты что скажешь в ответ?
- Маленький...
- Правильно!

Взрослый называет вразбивку слова из приведенного выше списка, ребенок отвечает. Конечно, при затруднениях малышу следует помочь. Игру можно продолжить так: произнося слово, взрослый кидает мяч ребенку; тот, отвечая, кидает мяч обратно.

В заключение взрослый читает стихотворение, в котором много и антонимов, и синонимов.

- Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
- Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
- Сегодня не будет солнца.
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
- Почему же не будет солнца?
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная синяя тень.

Стихотворение можно прочитать еще раз, попросив ребенка: "Послушай внимательно и обрати внимание на похожие по смыслу слова и на слова, противоположные по смыслу".
 

Развитие связной речи у ребенка

Одна из самых важных задач обучения детей-дошкольников родному языку - развитие связной речи. Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность, но и произвольность. Ребенок строит высказывание самостоятельно, ему не помогают реплики собеседника (как происходит в диалоге). Он должен сам выбирать словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, должен намечать последовательность отдельных частей, звеньев содержания - описания предмета, явления, события.

Эти особенности монологического высказывания требуют специального речевого воспитания, специального обучения ребенка.

Прежде всего речь должна быть содержательной, опираться на достаточные знания и ясные представления о предмете. Но этого мало - содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание.

Задайтесь также вопросом: владеет ли ребенок богатством разных средств для выражения одной и той же мысли, не повторяются ли в одном отрезке речи одни и те же слова и обороты?

Все эти качества устной связной речи развиваются, когда дети учатся пересказывать художественные произведения, овладевают различными видами рассказывания (по картине, творческие рассказы), знакомятся с художественной литературой.

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством (а многие оказываются склонными и к собственному словесному творчеству).

В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Здесь закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его выразительности, точности, меткости, образности.

Когда вы знакомите детей с художественным произведением, постарайтесь поставить (и решить) разнообразные задачи, связанные с развитием речи. Вопросы, задаваемые детям после чтения литературного произведения, зависят от его жанра, тематики и тех задач, которые взрослый ставит перед ребенком. Вопросы по содержанию стихотворения, рассказа или сказки могут задаваться в самой разнообразной форме: о чем говорится в этом стихотворении? Что нового и интересного ты узнал из прослушанного рассказа? Что ты можешь рассказать о герое новой сказки? Какой он? Какое главное событие этого рассказа? Что произошло с его героями?

А насколько понимает ребенок средства художественной выразительности? Это тоже можно выяснить, задав вопросы: как автор описывает березу? Какая она? Какие слова и выражения из- этой сказки тебе больше всего запомнились и понравились? С чем автор сравнивает снег в своем стихотворении? Какими словами автор назвал в сказке зверей и почему?


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Ребенок от трех до семи лет


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру