на главную страницу сайта

Большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью


Развитие речи у ребенка




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего

Развитие речи у ребенка возраста от пяти до семи лет

В дошкольном детстве ребенок усваивает разговорную форму речи, а также устную речь. К 6 - 7 годам его речь развита уже хорошо.

Дефекты произношения нескольких групп звуков (шипящих и свистящих, например) встречаются, но редко. Однако бывают случаи, когда дети неправильно произносят отдельные звуки: р, л, ш, ж. Это обусловлено недостаточной подвижностью мышц артикуляционного аппарата, особенностями его строения (неправильное строение зубов, широкий, малоподвижный язык, короткая подъязычная уздечка и др.), а также неправильным произношением звуков окружающими. В этих случаях, не надеясь, что неправильное произношение устранится само по себе, следует обратиться к специалисту-логопеду.

Но и в том случае, если в речи ребенка нет нарушений произнесения звуков и слов, звуковой культуре речи вы по-прежнему будете уделять внимание. Именно теперь большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью.

Богатейший материал дадут вам произведения так называемых малых форм фольклора: потешки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Сначала взрослый четко и выразительно произносит скороговорку (например: "Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят"), ребенок ее повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорка произносится громко - тише - шепотом или шепотом - громче - громко. Для развития темпа речи скороговорка произносится быстро - умеренно - замедленно (и наоборот).

Чтобы дети усваивали различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), можно проводить с ними различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах.

Взрослый предлагает ребенку ответить на его вопросы, но так, чтобы голосом выделить нужное слово.

- Ты куда завтра идешь?
- Я завтра иду в кино.
- Ты когда идешь в кино?
- Я завтра иду в кино.
- Кто идет завтра в кино?
- Я завтра иду в кино.

Это задание дети выполняют, опираясь на личный опыт. Ведь в жизни детей очень часто возникает необходимость выразить просьбу, удивление, радость или отрицательное отношение. Специальные упражнения заставляют ребенка осознавать эти интонации. А ведь это необходимое условие выразительного пересказывания литературных произведений, чтения стихотворений.

Дети старшего дошкольного возраста могут уже не подражать интонациям взрослого - они сознательно выражают свои чувства при чтении стихотворений, самостоятельно, по-своему передают радость, печаль, удивление и спокойное повествование.

Взрослый должен ставить перед ребенком задачу, чтобы он знал, чему учится. Эта задача должна быть четкой и доступной пониманию ребенка. Например, задание "Запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво" побуждает ребенка не только запомнить текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.

Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространенные в этом возрасте. В родительном падеже множественного числа вместо нулевых окончаний (сапог, девочек, березок и т. п.) и окончаний -ей (людей, карандашей, ежей) дети нередко употребляют окончания -ев, -ав.

Как добиваться грамматической правильности речи? Особенно полезны упражнения, в которых ребенок не механически повторяет за взрослым правильную форму слова, а сам осознает ее правильность, необходимость или, напротив, неправильность той формы, которую он употреблял. Например, показывается картинка с изображением одного лисенка (медвежонка, щенка или других детенышей животных). Ребенок говорит лисенок. На следующей картинке - два лисенка (лисята), затем четыре лисенка. Про последнюю картинку можно сказать .много лисят.

Путем упражнений дети усваивают, что нужно говорить лисята, .медвежата, цыплята и нельзя говорить лисенки и лисенков, .медвежонки и .медвежонков, цыпленки и цыnленков и лишь при изменении слова щенки можно употреблять и то и другое окончание, т. е. щенков и щенят.

Такие упражнения хорошо проводить играя. Используются имена существительные, которые в родительном и винительном падежах множественного числа имеют все типы окончаний (-ав, -ев, -ей, нулевое окончание).

Взрослый называет животное, ребенок - детеныша; взрослый - множественное число названия детенышей животного и названия животного, ребенок прибавляет слово много (тем самым ставя существительное в винительном падеже). Игра проводится сначала в умеренном темпе, затем темп убыстряется.

Выглядит это так. Лев - львенок, львы - много львов, львята - много львят. Заяц - зайчонок, зайчата - много зайчат, зайцы - много зайцев. Еж - ежонок, ежи - мною ежей, ежата - много ежат. Собака - щенок, собаки - мною собак, щенки (щенята) - мною щенков (щенят).

Подобные игры можно проводить и с другими существительными (названия овощей, фруктов, ягод). Кладут различные фрукты и ягоды по нескольку штук или их изображения (названия должны быть ребенку хорошо знакомы). Сначала ребенок называет все фрукты: "Два яблока, две груши, три сливы, пять вишен, три черешни". Затем закрывает глаза, а взрослый убирает по очереди какие-нибудь фрукты и спрашивает, что изменилось, чего не стало. Ребенок отвечает: "Не стало яблок (груш, слив, вишен, черешен)". А если на столе лежали овощи, то ребенок отвечает, что не стало огурцов, помидоров, лука, свеклы...

Следует обратить внимание на правильное употребление таких форм множественного числа, как апельсинов (в разговорной речи бытует форма апельсин), помидоров (помидор).

Распространенной ошибкой у дошкольников является и неправильное согласование существительных и прилагательных среднего рода. Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираются различные картинки. Вопросы взрослого вызывают ответ с называнием предмета. "Это что?" - "Ведро". - "Какое оно?" - "Голубое". - "А это что?" - "Вёдра". - "Какие?" - "Голубые". - "На картинке много чего?" - "Голубых вёдер".

Так же проводятся и другие упражнения: белое облако - белые облака - белых облаков; красное яблоко - красные яблоки - красных яблок. Для сравнения детям предлагаются имена существительные мужского и женского рода: белая лента - белые ленты - много белых лент; красный помидор - красные помидоры - много красных помидоров.

Для упражнений в правильном употреблении глаголов подберите такие слова, в которых дети чаще всего делают ошибки (хотеть; класть - положить; одеть - надеть). В употреблении глаголов одеть - надеть нередко делают ошибки и взрослые, поэтому только специальные упражнения помогут детям запомнить правильные формы.

Это легко удается при рассматривании картинок, которые изображают противоположное значение названных глаголов: "Мама одевает малыша" - "Мама раздевает малыша"; "Девочка надевает шубу" - "Девочка снимает шубу".

Важно отметить, что эти формы могут сближаться, сталкиваться в детской речи при игре (дети одевают и раздевают куклу). В обыденном речевом общении детей (и взрослых) употребление этих слов раздельно во времени, что затрудняет их разграничение. Дети собираются на прогулку. Взрослый говорит: "Надень шапку". Приходя с прогулки, ребенок слышит: "Сними шапку..." Таким образом, эти формы выступают перед ним как изолированные. Когда мы показываем ребенку картинки, мы "сталкиваем" разные формы и даем ребенку возможность их сопоставить и осознать.
 

Ребенок постигает смысл слов

У детей старшего дошкольного возраста большой запас слов (он доходит до 4 - 5 тыс.). Это главным образом слова основного словарного фонда языка, т. е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. Конечно, не все дети владеют в полной мере таким богатством и самостоятельно им пользуются. Уровень развития речи детей дошкольного возраста различен.

Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом, у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пассивный словарь). Некоторые дети употребляют слова и выражения некстати, неточно понимая значение, смысл слова.

Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания устойчивые словосочетания, чтобы они понимали многозначность слов и их различные оттенки, образное употребление слов. Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего. Непосредственный опыт ребенка служит основой для усвоения новых знаний, для осознания отвлеченных понятий.

В младшем и среднем дошкольном возрасте на основе накопления представлений о единичных предметах дети научились объединять предметы по их назначению и признакам, усваивать видовые и родовые понятия (медведь, лиса, заяц - животные; чашка, тарелка - посуда).

Сейчас родовые понятия дифференцируются: животные - домашние и дикие; посуда - столовая, кухонная, чайная. Вместе с тем нужно продолжать учить детей определять и правильно называть предметы и их качества, в частности материал, из которого сделан предмет (стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый, резиновый). Как можно провести с ребенком такое занятие?

Пособия для занятия: стакан, баночка, пластмассовая крышка, пирамидка, матрешка, ножницы, ложки (деревянная и металлическая), вилка; пластмассовые игрушки: зайчик, кукла; резиновые: мяч, носорог. Взрослый ставит на стол стеклянные предметы: стакан, баночку. Вопросы взрослого к ребенку: что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Как одним словом можно сказать, какие это предметы? У слышав ответ ребенка, что это стеклянные предметы, взрослый говорит: "Правильно, все предметы, которые сделаны из стекла, называются стеклянными. Назови, какие еще стеклянные предметы ты знаешь". Далее взрослый ставит на стол деревянные предметы: пирамидку, матрешку, ложку.

Вопросы к ребенку: что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? "Как одним словом можно сказать, какие это предметы? Когда ребенок скажет: "Деревянные", взрослый продолжает: "Все предметы, которые сделаны из дерева, называются деревянными. Назови, какие деревянные предметы ты знаешь". После этого взрослый ставит на стол следующую группу предметов: пластмассовую крышку, пластмассового зайца и погремушку. Аналогичные вопросы задаются и об этих предметах, а также и о следующих - металлических, резиновых.

Затем взрослый предлагает ребенку послушать и отгадать загадки (про галоши, утюг, лампочку, лыжи, мяч):

Если дождик, мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.

То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!

Дом - стеклянный пузырек;
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.

Две новые, кленовые,
Подошвы двухметровые.
На них поставишь две ноги -
И по большим снегам беги.

Кинешь в речку - не тонет,
Бьешь о стенку - не стонет,
Будешь оземь кидать -
Станет кверху летать.

Продолжайте укреплять умение оценивать предметы и явления по сходству и различию (Чем предметы не похожи? Чем похожи?). Взрослый описывает предмет, а ребенок по описанию отгадывает, что это такое. Сначала дети учатся понимать загадки (и по описанию внешнего вида предмета, и по его назначению), а затем сами начинают придумывать загадки.

Специалистами разработана система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка. Приведем некоторые из этих упражнений.

1. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.) Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая - что это? (Береза.)
2. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает.) Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет - что это? (Солнце.) Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (Рыба, самолет, бабочка, листья.)
3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно.)
4. Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.
5. Нахождение пропущенных слов. Пришел почтальон, он принес (...). Дворник взял метлу, он будет (...). Я буду прибивать гвоздь, принеси мне (...).
б. Распространение и дополнение предложений. Дети идут. (Куда? Зачем?) Кошка взобралась на дерево. (Какое? Почему? Зачем? Когда?)
7. Составные части целого. Дерево - ствол, ветки, сучья.
8. Составление предложения с определенным словом (или несколькими словами).

Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать более активным. Для того чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение. Допустим, взрослый рассматривает с ребенком картину. Правильно поставленные вопросы заставляют ребенка находить слова для обозначения качеств и свойств предмета. А если он не знает названия каких-либо предметов и их качеств, взрослый - внимательный слушатель и помощник - приходит ему на помощь. Но мало только назвать слово, надо его закрепить и ввести в активный словарь. А для этого необходимо повторить это слово в сочетании с другими, тогда ребенок его запомнит.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи.

Вы прочитали ребенку стихотворение И.З. Сурикова "Зима". Запомнил он строчку: "Белый снег пушистый". Через некоторое время взрослый предлагает подумать, что еще можно назвать словом пушистый (пушистый котенок, пушистая шапочка, пушистое полотенце). И это слово, повторяясь в разных образных сочетаниях, запоминается ребенку; не удивительно, что он начинает сам употреблять его в своей речи.

О многих признаках предметов ребенок узнает, не знакомясь с самими предметами, а из речи взрослых. Это главным образом отвлеченные признаки, такие понятия, как "смелый", "храбрый", "отважный".


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Ребенок от трех до семи лет


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру