на главную страницу сайта

Главная задача - обогащение словаря, углубление понимания смысла употребляемых слов и развитие связной речи у ребенка


Развитие речи у ребенка




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


На четвертом и пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается

Развитие речевой активности у ребенка

На четвертом и пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается (особенно на пятом году - начинается возраст "почемучек"). Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.

Но очень часто бывает так, что в предложении, построенном ребенком, имена существительные заменяются местоимениями: "он пошел... а потом он увидел... а потом он взял..." - оказывается, разговор идет о дедушке. Нарушения относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и виды спряжений).

Учтите, что эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными.

Что касается помощи в овладении родным языком, то родители детей четвертого-пятого года жизни главную задачу должны видеть в обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи.

Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используйте самое ближайшее окружение ребенка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводите в словарь детей не только названия предметов, но и названия их деталей, частей. Не только названия цветов (красный, синий и т. д.), но и их оттенков. Не только названия формы, величины предметов, но и материала, из которого эти предметы сделаны.

Когда ребенок рассматривает предмет, подумайте, какой именно вопрос ему лучше задать. Такие вопросы, как "Кто это?" или "Что это?", естественно, предполагают ответы, называющие предмет. Вопрос "Какой?" заставляет называть различные признаки предмета. Если вы спросите: "Из чего сделан?" - ребенок назовет материал; при этом, кстати, он должен будет поставить слово в родительном падеже "Из стекла". "Что делает?" - называется действие. "Для чего нужен этот предмет?" - этот вопрос вызывает распространенный ответ; иногда при ответе ребенок строит даже сложное предложение.

Важно, разумеется, не просто знакомить ребенка с окружающим. Вы должны иметь в виду и чисто речевые задачи. Рассмотрели предметы, назвали их - закрепите слова в различных словесных играх. Эти игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Вот, например, игра "Какое что бывает". Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше - дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова "высота".

На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, бульвар, лента. Затем можно спросить, побуждая ребенка к сравнению: "А что шире - ручеек или река?" Такую игру можно проводить с самыми различными словами; играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме ("Что бывает красным, зеленым, круглым?").

Когда ребенок рассматривает предмет и его спрашивают, какой он, то здесь ставится задача назвать побольше признаков предмета. Когда же берется один признак - дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этим признаком. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает ему при затруднениях - ведь он еще может не знать слово), уточняется смысл слов, они выступают перед ребенком в самых разнообразных сочетаниях.

Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение - обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда ребенок запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.
 

Развитие связной речи

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба").

При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и ..." - "Баба..." - "Была у них ..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку он ему спел?"

После того как ребенок овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец - лаконичные рассказы Л. Н. Толстого для детей.

А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе. Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Но постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу. Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается после 5 лет.
 

Воспитание у ребенка звуковой культуры речи

Для воспитания у ребенка звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание уделяя, естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К 5 годам ребенок может правильно произносить все звуки.

С малышом этого возраста уже надо проводить упражнения по звуковому анализу слова, - это очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым, а затем называет звук, который чаще всего повторяется.

Приведем пример занятия, цель которого - помочь выработать у ребенка правильное произношение звука ш, развить речевой слух. Для занятия подготавливаются игрушки (или картинки, или муляжи): вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при попарном их предъявлении в названии одного предмета был звук ш, а в названии другого - не было. Подготавливается также набор картинок, в названиях которых имеется звук ш.

- Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется. Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук ш (произносит звук ш протяжнее, громче):

Мышонку шепчет мышь:
"Ты все шуршишь, шуршишь!"
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".

- Так какой же звук чаще всего повторяется?
- Звук ш.
- Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед. (Показывает, в каком положении находятся язык и губы.) А теперь ты сделай так: подними язык кверху, вытяни губы вперед и произнеси звук ш.

Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.

- А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук ш. (Показывает.) Если ты правильно произнесешь звук ш, то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи, как шипит змея.
- Змея шипит: ш-ш-ш.
- А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. (Произносит протяжно звук ш.) А теперь ты скажи, как шумят листья.

Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук ш, откладываются отдельно.

Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами (вишня - слива, груша - яблоко, лошадь - корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук ш (вишня, груша, лошадь). Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть звук ш. Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком ("Разве в этом слове есть звук ш"?).

Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.

Тише, мыши!
Кот на крыше!

Не найду я ушки
У нашей лягушки.

Петушок, петушок.
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Маше спать не даешь!

Можно предложить и загадки, например о лягушке:

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над звукопроизношением. Важны ведь и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи. Для развития интонационной выразительности речи проводите с ребенком игры с пением и стихами ("Гуси-гуси" - народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи, "Теремок"», "Кот и мыши").


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Ребенок от трех до семи лет


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру