на главную страницу сайта

Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь


Физическое развитие ребенка и физическое воспитание




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний

Культурно-гигиенические навыки ребенка

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5 - 7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.

Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.

Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него "переговоры": "Ваня, ты забыл вымыть руки". - "Они у меня чистые". - "Все равно перед обедом надо вымыть". - "Я их недавно мыл"...

После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в доме или на даче нет, детей с 3 - 4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.

Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю.

В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные.

Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом.

К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды.

Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой!).

А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде развязался шнурок, расстегнулась пуговка - и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?
 

Закаливание ребенка

В наше время ряд инфекционных болезней полностью ликвидирован, распространенность других резко уменьшилась. Но многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

Основное средство предупреждения простудных заболеваний у детей - естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.

В способах предупреждения простудных заболеваний ребенка имеются две резко противоположные тенденции. Одна - предупреждение заболеваний ребенка путем обеспечения ему постоянства условий. Ребенок, правда, не страдает простудными заболеваниями, но лишь потому, что всегда находится в тепличных условиях: его кутают, не разрешают энергично двигаться (чтобы не вспотел!), оберегают от малейшего дуновения ветерка. Если по возвращении с прогулки ноги оказываются холодными, делается горячая ножная ванна. Защитные средства организма при этом никак не используются и не тренируются. Не следует удивляться, что такой ребенок, попав в более жесткие условия, мгновенно простужается.

При ином же, бесспорно единственно правильном, воспитании все делается для тренировки и совершенствования характерной для всего живого, и особенно для человека, способности к быстрому приспособлению организма к меняющимся условиям.

Хорошее средство закаливания - воздушные ванны. Когда ребенок играет в саду, с него снимают (ненадолго - на 10 - 20 минут) часть одежды: ранней весной - пальто, позднее - костюм или платье. Хорошо, если проведение воздушных ванн сочетают с подвижными играми. Осенью и зимой воздушные ванны рекомендуется проводить в помещении (лучше во время утренней гимнастики). Начинаются они при температуре воздуха + 18 °С с постепенным ее снижением в течение нескольких дней до 14 °С, а затеми до12 °С.

Солнечные лучи оказывают укрепляющее лечебное действие на ребенка, но при соблюдении определенных условий. Вначале оголенный ребенок может находиться под лучами солнца 5 - 10 минут, а затем и более длительное время. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок не перегревался. В жаркие дни одежда ребенка - трусики, на ногах - легкая обувь (но еще полезнее ходить босиком!). Голову рекомендуется защищать от лучей солнца легкой белой шапочкой. В таком костюме ребенок проводит целые дни на свежем воздухе, принимая во время своих игр воздушные и солнечные ванны. А иногда и "водные процедуры". Известный педиатр Е.Г. Леви-Гориневская писала: "Не страшно, если детям придется иногда пробежать по сырой траве, по лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь - это еще больше повысит устойчивость детского организма. Не следует только оставлять детей в мокрой одежде".

Купание в реке, озере, море (благодаря одновременному действию на организм воды, воздуха и солнечных лучей) в большой мере способствует закаливанию организма. Как правило, дети очень любят воду. Им доставляет наслаждение бегать вдоль берега, брызгать, плескаться, строить замки из песка. Если ребенок разгорячен играми на берегу, то, прежде чем окунуться в воду, ему следует немного успокоиться, остыть. Сезон купания рекомендуется начинать при температуре воздуха + 24 - 26 °С, воды не менее 21 °С. Средняя длительность купания детей до 5 лет - 5 - 8 минут, 6 - 7 лет - 10 - 15 минут, в течение лета эту длительность можно увеличить. Когда ребенок привыкнет к воде такой температуры, он может купаться и в более холодной (до 18 °С) в прохладные, дождливые дни. Пусть всего 2 - 3 раза окунется, затем насухо вытрется, но все же не лишается купания.

Как определить, не "перекупался" ли ребенок? Существенный показатель - реакция ребенка на пребывание в воде. Если он побледнел, губы посинели, кожа "гусиная", то он должен немедленно выйти из воды и хорошо растереться полотенцем, разогреться движениями.

Прекрасные и доступные средства закаливания - душ или обливание всего тела из лейки. Летом одной из этих освежающих и закаливающих процедур заканчивается прогулка. Первоначально температура воды при обливании должна быть от 34 до 30 °С. Через каждые 3 - 4 дня ее снижают на градус и постепенно доводят до 22-20 °С. Выбор температуры (внутри указанных интервалов) зависит от возраста ребенка и степени его закаленности. При принятии душа малышом желательно использовать подвижной шланг, чтобы высота падения воды не превышала 40 - 50 см. Сперва обливают в основном спину, затем грудь, живот, правый и левый бок. После обливания ребенка следует тщательно вытереть.

Водные процедуры надо проводить так, чтобы они доставляли детям удовольствие, нравились им. Зависит это от многого: от температуры воды, от силы, с которой она падает, но в очень большой мере и от того, умеет ли взрослый превратить процедуру в подобие веселой игры.

Если нет возможности устроить детям душ или обливание, можно заменить их общим обтиранием. Обтирают сперва руки (от пальцев к туловищу), затем шею, грудь, живот, ноги, спину. После этого ребенка сразу насухо вытирают до легкого покраснения кожи. Температура воды, в которой мочат рукавичку, вначале 32 - 30 °С, затем ее постепенно снижают и доводят до комнатной.

Из местных водных процедур особенно полезно обливание ног. Специалисты считают: "Сеть кровеносных сосудов, расположенных под кожей нижних конечностей, играет существенную роль в общей терморегуляции организма. Установлена рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов ног (стоп и голени) и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке носа и верхних дыхательных путей. По-видимому, именно эта рефлекторная связь объясняет то, что при резком охлаждении ног у незакаленного человека появляется насморк".

Используем же эту рефлекторную связь для предупреждения простудных заболеваний. При обливании ног начальная температура воды 30-28 °С. Через каждые 1 - 2 дня температура снижается на 1 - 2 °С и доводится до 18 - 16 °С для детей до 3 лет и до 16 - 14 °С для более старших. Следите за тем, чтобы перед началом обливания ноги у ребенка были теплыми. Если же ноги холодные, обливание проводить бесполезно - не будет ответной реакции. Можно применять и контрастные обливания.

Опыт семейного воспитания убедительно свидетельствует: там, где закаливание ребенка проводится настойчиво, систематически, наступает резкое снижение частоты простудных заболеваний.
 

Развитие движений у ребенка

Как и в более раннем возрасте, основное в физическом воспитании ребенка - подвижные игры на свежем воздухе. Характер движений во время игры у дошкольников значительно усложняется. Игры их требуют гораздо больше силы, ловкости, сообразительности, быстроты, координации движений.

Родители порой недооценивают развивающее значение таких игр, как жмурки, догонялки, классики, салочки, игры с мячом и скакалкой. В игре ребенок испытывает свою волю и храбрость - взбирается на дерево, прыгает с высоты, перепрыгивает канавы, лужи. И конечно, при этом он частенько приходит домой в запачканной или мокрой одежде. Кто спорит - надо приучать ребенка к аккуратности, чистоплотности, бережному отношению к вещам, но только не ценой лишения его возможности играть.

Разумные меры предосторожности, ограждающие детей от несчастного случая, не должны выливаться в категорические и не всегда обоснованные запреты, полностью подавляющие их инициативу. Прежде чем сказать ребенку "нет" или "нельзя", "остановись", "осторожней", "ушибешься, упадешь" (да мало ли еще есть этих слов-предостережений, слов-запрещений?), дайте себе труд подумать, насколько действия ребенка действительно представляют для него опасность, не щадите ли вы просто свои нервы.

А как часто, к сожалению, бывает - прогулка с мамой или бабушкой превращается для ребенка в поток одергиваний-запрещений. Все это, разумеется, идет от самых лучших побуждений. Но мысленно ставишь себя на место детей - и удивляешься их долготерпению и выдержке. Глубокое убеждение взрослых, что они всегда знают, что хорошо, а что плохо, что можно, а чего нельзя, не всегда верно. У ребенка есть свой, хоть и ограниченный, но зато более конкретный опыт, основанный на знании своих собственных достижений и успехов сверстников.

А в некоторых случаях постоянными запретами можно добиться только обратного: ребенок постарается совершать свои "подвиги" в ваше отсутствие, когда вы будете лишены возможности не только остановить его, но даже подстраховать.

В детских травматологических отделениях нередко можно услышать примерно такой диалог между врачом и 6 - 7 -летним пациентом: "Как же ты ногу сломал?" - "С дерева свалился". - "А зачем полез, если не умеешь по деревьям лазать?" - "Назло маме. Ничего никогда нельзя. Только слышишь: перестань да осторожнее".

Кроме всего прочего, мы все хотим, чтобы наши дети были решительными и смелыми. Эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте, и естественно, что для их развития необходима разумная доля риска. Не безрассудства, а того риска, который основан на правильном расчете своих сил, ,двигательных умений и опыта. Предоставьте детям, особенно мальчикам, право на этот риск. Любая, даже маленькая, победа повышает их авторитет в глазах сверстников, помогает нравственно самоутвердиться. Залезая на дерево, перепрыгивая через ров, взбираясь по шаткой приставной лестнице, спрыгивая с раскачивающихся качелей, ребенок становится не только храбрее, но гораздо ловчее и сильнее.

Конечно, нам, взрослым, придется пережить несколько беспокойных минут. Но что поделаешь? На то мы и взрослые. Запрещать же ребенку двигаться, играть и в известных границах шалить, значит, во многом пытаться лишить его части радостей детства. "Нет ничего более смешного, чем степенность взрослого в ребенке", - заметил по этому поводу один великий философ.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Ребенок от трех до семи лет


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру