на главную страницу сайта

У ребенка возникает стремление жить общей со взрослыми жизнью


Когда дети играют




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Сюжеты игр детей чрезвычайно разнообразны

Во что играют дети

Жизнь ребенка тесно связана с окружающими его взрослыми людьми. На протяжении детства характер этой связи изменяется. Если вспомнить, что в раннем детстве жизнь ребенка связана с жизнью взрослых непосредственно, что осуществление и усвоение ребенком всевозможных действий происходит только при помощи взрослых, то нет ничего удивительного в том, что у него возникает стремление жить общей со взрослыми жизнью. Это стремление сохраняется и тогда, когда ребенок знакомится с недоступными для него видами трудовой и общественной деятельности взрослых людей.

Детей в младшем дошкольном возрасте, да и позднее, привлекают орудия и предметы труда взрослых, их деятельность. Ребенок этого возраста с удовольствием возится с большой лопатой, которой дворник сгребает снег; он просит у водопроводчика, электромонтера, столяра настоящий инструмент, чтобы только подержать его в руках; огромное удовольствие ему доставляет возможность дотронуться до руля автомобиля и покрутить его; рисовать папиным карандашом или ручкой; резать бумагу мамиными ножницами или сделать пару стежков ее иголкой и т. д. Это желание ребенка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослые, и есть свидетельство стремления ребенка жить общей со взрослыми жизнью, участвовать в их работе.

В чем же может осуществить это свое стремление малыш?

В ролевой игре. Именно в ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Ролевая игра, в которой дошкольники воспроизводят жизнь взрослых, - своеобразная форма участия их в жизни взрослых.

Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, глубже познает смысл их деятельности, усваивает мораль общества, в котором он живет.

Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которую живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих. Чем меньше впечатлений получает ребенок, тем беднее и однообразнее сюжеты его игр. Эта связь сюжетов детских игр с жизнью общества хорошо выражена в стихотворных строках:

Есть не в пример наукам хитрым
Совсем нехитрая одна:
Распознавать по детским играм
Чем озабочена страна.

Естественно, что дети отражают в своих играх "заботы страны" только в том случае, если в семье и в работе дошкольных учреждений эти "заботы" находят свое преломление. Если интересы семьи выходят за пределы узкосемейных отношений, не замыкаются в них, то и игры детей будут разнообразны и наполнены большим содержанием.
 

Как играют дети

Важно не только, во что дети играют, но и как они играют. Поясним это на примере. Ребенок едет верхом на лошадке. Сам он преобразился в наездника, а лошадку изображает палочка. Он весело скачет на палочке, погоняя ее прутиком. Но вот ребенку надоело скакать, он бросает палочку и бежит к другому увлекшему его предмету. Что отобразил малыш в этой игре? Не просто то, что на лошади скачут. Здесь выразилось еще и отношение вообще человека к животному. Увы, в данном случае лошадка-палочка выступала только как предмет, на котором можно ездить верхом.

Но вот другой ребенок, играющий в ту же игру - лошадки.

Он скачет по комнате верхом на палочке и погоняет ее. Затем он подъезжает к углу комнаты, ставит свою "лошадку", идет в другой угол, берет там ведерко, подходит к "лошадке" и, подставляя ведерко к ее "голове", говорит: "На, пей, поработала, теперь попей". После того как палочка-лошадка "попила", мальчик кладет перед ней кубик, изображающий сено, поглаживает "лошадку" и уходит от нее со словами: "Ты отдохни, а я пойду на работу". В этой игре, сходной по сюжету с предыдущей, существенно важно то, что ребенок выразил в ней заботу о лошади, накормил и напоил ее, не бросил, а поставил ее на место - т. е. позаботился. Оба мальчика, взяв на себя роль наездника, отобразили в игре отношение его к лошади: в первом случае - безразличное, во втором - заботливое.

Понятно, что игра по-разному будет влиять на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении. Внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду - все это должно быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

Развитие сюжетов детских игр идет так: от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и затем к играм с сюжетами, отражающими общественно-политические события. Это развитие связано с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта.

Однако многие сюжеты игр детей младшего и старшего дошкольного возраста одинаковы. И младшие и старшие дошкольники могут играть в "доктора", "метро", "войну", "самолет", "семью", "магазин", "строительство". Психологи вводят поэтому еще и понятие "содержание игры" - это содержание может быть различным в играх с одинаковым сюжетом; оно зависит от того, что именно становится для ребенка главным в той деятельности взрослого, которая отражается в игре.

Так, содержание игры в "доктора" различно у малышей и старших дошкольников. У малышей главным содержанием такой игры является выслушивание, выстукивание "больного" и различные действия с трубкой, пинцетом или шприцем. Малыши подражают главным образом действиям взрослых людей с предметами. В среднем дошкольном возрасте дети воспроизводят уже отношения между доктором и сестрой, доктором и больным, т. е. переходят к изображению определенных отношений между людьми. Наконец, у старших дошкольников на первый план выходит отображение в игре заботы доктора о больном - собственно то, что и составляет главную функцию врача.

Таким образом, развивается и содержание ролевых игр.

Сначала воспроизводятся действия взрослых с предметами, затем отношения между людьми. Наконец, в игре ребенок "схватывает" общественную сущность деятельности взрослых. В этом выражается все более глубокое знакомство ребенка с жизнью окружающих его взрослых людей. Таким образом, игра через свое содержание выводит ребенка за пределы узкосемейного круга.

Совершенно неправильно было бы думать, что развитие ролевой игры в дошкольном возрасте может происходить стихийно, что ребенок самостоятельно, без всякого руководства со стороны взрослых может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности. Специальные исследования и педагогический опыт передовых воспитателей показывают, что новое содержание должно быть внесено в игру взрослыми.

Знакомя детей с окружающей действительностью, раскрывая им в доступной для них форме общественные функции людей и отношения между ними, взрослые тем самым способствуют развитию игры, ее содержания.

Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо обращается с "пассажирами", которых он "перевозит", не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушку, неряшливо обращается со своими игрушками, то это при водит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем и отрицательные черты характера - эгоизм, неряшливость, упрямство.

Наоборот, если в игре ребенок ласков со своей куклой, всегда убирает игрушки, выполняет взятые на себя в игре обязанности и подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка в игре развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, дисциплинированность, общительность и другие ценные качества. Вот почему далеко не безразлично, во что и как играют дети. Родители должны интересоваться играми своих детей, расширять их сюжеты и насыщать их таким содержанием, которое способствовало бы воспитанию морали у ребенка.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Ребенок от трех до семи лет


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру