на главную страницу сайта

Игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике ребенка


Когда дети играют




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Игра имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка

На предыдущих страницах сайта мы уже обращались к игре как важной стороне жизни ребенка. Сейчас, когда мы начинаем более детально рассматривать особенности собственно дошкольного возраста (от трех до семи лет), нам необходимо обратиться к игре еще раз - ведь именно в этом возрасте она становится ведущей деятельностью ребенка.

Дошкольник много времени про водит в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, что он большую часть времени играет, - дело прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало", - рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным. Игра, повторим, имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка.

Замечательный педагог А.С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре ..."
 
В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест.

Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с другими детьми и один. Знакомят детей с доступными их пониманию явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, стремятся к тому, чтобы дети играли именно в такие игры, которые помогают росту черт личности ребенка.

Конечно, в детском саду легче создать нужную обстановку для игр детей, легче наладить игру. А что могут сделать родители дома? Как они могут использовать игру для развития своих детей? Как нужно руководить детскими играми в условиях семьи?

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы. Первая группа - это подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры с мячом, со скакалкой, пятнашки, прятки и т. д. Подвижные игры - прекрасное средство физического воспитания дошкольников; играя, дети учатся подчиняться правилам (правила, и порой довольно сложные, есть почти в любой такой игре). У них исподволь воспитываются навыки поведения в коллективе.

Ко второй группе относятся игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируются представления, развиваются наблюдательность, восприятие, память, мышление. Такие игры имеют большое значение прежде всего для умственного развития детей дошкольного возраста.

Третью группу составляют наиболее типичные и вместе с тем важные для развития детей дошкольного возраста творческие ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые.
 

Ролевые игры с помощью взрослых

Как возникает творческая ролевая игра? Ответ на этот вопрос очень важен для того, чтобы понять природу игры в дошкольном возрасте, ее значение для развития ребенка.

Мы видели, что с самого раннего детства ребенок овладевает различными умениями и навыками с помощью окружающих его взрослых. Общаясь со взрослыми, ребенок учится говорить, обращаться с различными предметами. Под руководством взрослых дети учатся и самообслуживанию - умению самостоятельно одеваться, умываться, есть.

Играть дети также учатся с помощью взрослых. Сначала это самые простые игры: с погремушкой, мячом, куклой и т. п.; затем ребенок начинает баюкать куклу, кормить игрушечных зверей, выводить их гулять, возить в автомобильчике, в повозке, готовить для них еду... Иногда кажется, что играть в игрушки дети начинают сами, без помощи взрослых. На самом деле это не так. Взрослые показывают ребенку, как надо выполнять то или иное действие, и ребенок быстро это усваивает.

Подрастая, ребенок все больше и больше познает окружающую его действительность. Во дворе и на улице он знакомится с тем, как и что делают дворник, каменщик, стекольщик, водопроводчик, шофер, милиционер, водитель трамвая; он узнает о работе доктора, продавца и т.д. Играя, ребенок воспроизводит действия взрослых людей, сначала самых близких ему - отца, матери, няни. К концу третьего года жизни он начинает в своих действиях узнавать действия окружающих его взрослых людей, а затем и называть себя именем того, кому он подражает. Маленький мальчик берет книгу с отцовского стола, садится на свой стульчик и смотрит в нее ("читает"). Производя эти действия, он заявляет: "Боря - папа". (Боря - имя мальчика.) Девочка двух с половиной лет, укладывая куклу спать, называет себя мамой: "Оля - мама".

Напомним: когда ребенок начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях действия взрослых людей, он вместе с тем и некоторые свои игрушки приравнивает к настоящим предметам. Кукла превращается в ребенка, кусочки материи, которыми ее укутывают, - в одеяло и простынку; кубики становятся кирпичами, а маленький игрушечный автомобильчик - настоящим автомобилем... Эти предпосылки, необходимые для того, чтобы родилась ролевая игра, мы с вами обнаружили в поведении малышей раннего возраста.

Но достаточно ли этих предпосылок, чтобы ролевая игра возникла? Нет, нужны еще некоторые дополнительные условия.

В раннем детстве ребенок тесно связан со взрослыми, зависим от них. Вместе с тем взрослые, воспитывающие ребенка, рано начинают требовать от него все большей и большей самостоятельности. Они хотят, чтобы ребенок самостоятельно ходил, ел, одевался, умывался и, наконец, умел самостоятельно играть, строить, рисовать, рассматривать картинки и т.д.

И, как мы уже подробно говорили на предыдущих страницах сайта, у ребенка довольно рано появляется стремление все делать самому ("Я сам!"). Увы, некоторые чрезмерно заботливые родители, предупреждая малейшие желания ребенка, опекая его во всем, задерживают у него развитие самостоятельности. Наблюдения показывают, что дети, у которых стремление к самостоятельной деятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют мало и плохо.

Для того чтобы у ребенка дошкольного возраста развивалось умение играть в творческие ролевые игры, необходимо воспитать у него самостоятельность. Ведь творческая ролевая игра ребенка является прежде всего его самостоятельной деятельностью.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Ребенок от трех до семи лет


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру