на главную страницу сайта

Если в семье господствуют добрые взаимоотношения, то у детей легко обнаружить такие качества, как общительность, приветливость, сочувствие к другим, умение переживать их горе и помогать им


Развитие личности




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Старайтесь при каждом удобном случае напоминать малышу о необходимости считаться с другими людьми

Развитие в ребенке сочувствия, сострадания, сотрудничества

Когда вы знакомите малыша с окружающим, читаете ему, рассказываете ему что-нибудь, старайтесь подчеркнуть нравственную сторону происходящего: "Вот видишь - мальчик собачку ударил. Это плохо, так делать нельзя", "Смотри, вот дядя бабушку через улицу пере водит. Какой молодец! Надо всем помогать".

Любовь и привязанность к близким уже в начале раннего детства могут принимать действенный характер: малыш жалеет маму, которая обожгла палец; он не играет в шумные игры, когда кто-то спит. Разумеется, это не получается само собой. Главное условие - малыш должен видеть проявления сочувствия членов семьи друг к другу, и старшие его самого должны наталкивать на такое поведение.

"Не шуми, папа устал, он спит. Не разбуди папу", - говорит мать шепотом. Малыш, подражая ей, начинает вести себя тихо, и, если кто-нибудь из взрослых случайно забудется, он сам напомнит: "Незя, папа пит".

Старайтесь при каждом удобном случае напоминать малышу о необходимости считаться с другими людьми. "Говори тихо, как я, - наша бабушка заболела"; "Дай дедушке газету"; "Не входи к тете в комнату, не постучав. Постучи и спроси: "Можно?" Если скажет можно, входи".

Малыш довольно легко "заражается" чувствами других. Иногда в яслях приходится наблюдать такую картину: один малыш заплакал, другой подхватил, и вот уже почти все плачут, хотя у большинства никаких причин к плачу нет. Учитывайте его легкую внушаемость, следите за оттенками своего поведения. Не только ваши указания и призывы определяют поведение малыша - значение имеет даже тон, каким вы разговариваете дома.

Здесь мы снова возвращаемся к разговору о важности создания у ребенка положительных эмоций и исключения отрицательных.

Будут ли преобладать у малыша те или другие эмоции, в значительной мере зависит от того, как организована его жизнь и какие чувства вызывают своим поведением старшие. Бывает, что с интересами малыша родители не очень-то считаются, разговаривают с ним раздраженно, находят повод лишний раз упрекнуть его, позволяют старшим братьям или сестрам "проявить власть" над малышом. Стоит ли удивляться после этого, что ребенок не обнаруживает в своем поведении бодрости, спокойствия, что он не проявляет сочувствия к другим, когда тем плохо!

Мы уже говорили на предыдущих страницах сайта о важности личного примера. Применительно к раннему возрасту это звучит с особенной силой. 2 - 3 - летний малыш с необычайной легкостью перенимает особенности взаимоотношений взрослых. Поэтому, если вы хотите выработать "хорошее поведение" у ребенка, внимательно проанализируйте свое. Если взрослые всегда вежливы друг с другом, спокойны, доброжелательны, внимательны к другим, то и малыш при выкает вести себя подобным образом. Повторим: в присутствии ребенка нельзя "выяснять отношения", ссориться. Мало того, что возбужденное состояние, передаваясь ребенку, отрицательно сказывается на его нервной системе, - неправильные поступки взрослых входят в его поведение. Он воспроизводит их сначала в игре (обращаясь, скажем, грубо с куклой), а затем и в своем отношении к близким - младшим и старшим.

Напротив, если в семье господствуют добрые взаимоотношения, то у детей 2 - 3 лет легко обнаружить такие важные качества, как общительность, приветливость, сочувствие к другим, умение переживать их горе и помогать им.

Большое значение имеет общение со сверстниками. Уже в младенческом возрасте может возникать интерес к другим детям. В раннем возрасте родителям следует всячески поддерживать доброжелательные взаимоотношения малышей. Ребенок, который посещает детское учреждение, много времени проводит среди сверстников, и это очень полезно ему. В совместной игре приходится считаться с интересами другого, уступать, делиться с товарищем, помогать ему. Малыш начинает выражать сочувствие тому, кто упал, ушибся, плачет. Он пытается утешить чем может...

Но как быть с "домашним" ребенком? Старайтесь время от времени собирать вместе в игре 2 - 3 детей, близких по возрасту. Лучше всего такие совместные игры устраивать на прогулке. Последите за ребятишками! Бывает, что хорошей игры не получается, потому что малышам не удается действовать согласованно. Несут двое носилочки с песком, хотят ссыпать, один наклоняет их влево, другой вправо - недалеко до недоразумений и ссоры...

Учите малыша делиться своими игрушками ("Смотри, у Сережи нет ни одной игрушки, а ему хочется играть, дай ему кубики"), считаться с интересами другого ("Нельзя отнимать у Зиночки, она тоже хочет играть куколкой"), помогать друг другу, оказывать внимание ("Посмотри, Оля никак не может достать мишку, ты побольше, помоги ей достать"), вызвать сочувствие ("У него ножка болит, и он не может бегать, поиграй с ним, покажи ему твою машину").

А как быть, если дети ссорятся? Оставлять такие ссоры без внимания нельзя. Вы должны разобраться в причинах ссоры и справедливо разрешить недоразумение, которое возникло. Разумеется, вы не нужно считать непогрешимым именно своего ребенка. Он так же, как и другие дети, может поступать неправильно, и не надо его в этом поощрять. Если он отнимает игрушки у других, не умиляйтесь - какой сильный! - а почувствуйте недовольство и выразите его. А главное - подскажите, как надо поступить. Если малыш не слушается, продолжает вести себя неправильно, уведите его, сказав: "Вот, не умеешь играть с другими хорошо, дружно, будешь один".

В яслях, в детском саду ребенок привыкает видеть рядом других детей, и его "взаимоотношения" с ними с самого начала приобретают положительную направленность: малыши улыбаются, рассматривают, трогают друг друга, радуются.

Развивая и поддерживая эти первые ростки, взрослые уже на втором году жизни должны воспитывать у ребенка доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение играть рядом, а потом и вместе с другими детьми, сочувствие тому, кто упал, ушибся, плачет; стремление оказать помощь другому ребенку, подать игрушку, помочь подняться упавшему.

Вступлению во взаимодействие с другими детьми способствует овладение ходьбой. Но у ребенка еще нет никакого опыта взаимоотношений со сверстниками, и ему неведомо, как надо и как не следует поступать. Увидев игрушку в руках другого ребенка, он по простоте душевной (а вовсе не из озорства) тянет ее к себе, так же как если бы она лежала где-то сама по себе. Исход борьбы решается "с позиции силы". Задача взрослых - научить ребенка не отнимать игрушки. И не ограничиваться чисто словесным запретом, а последовательно пресекать подобные действия малыша: строго произнеся "нельзя", вернуть игрушку владельцу, а "обидчику" тут же предложить другое занятие.

В яслях и детских садах выход обычно прост: есть несколько одинаковых игрушек, и легко разрешить конфликт, предложив каждому желающему ту игрушку, которая ему приглянулась. Если игрушки хранятся правильно, в доступных детям местах, ребенок часто и сам догадывается взять такую же игрушку, которая, как только оказалась в руках другого, стала желанной. Нередко малыши и сами начинают подсказывать друг другу подобный выход из положения.

Дети любят обмениваться игрушками и часто делают это по собственной инициативе. Для того чтобы малыши не отнимали игрушки друг у друга, надо учить их такому обмену.

Малыши часто еще не умеют играть вместе. К этому умению их должны постепенно подвести взрослые. Сначала пусть учатся играть рядом. Это нелегкая задача - играть, не мешая соседу, не забирая у него игрушек и не нарушая игры.

Вместе с тем в таких играх дети подражают друг другу и при умелом руководстве со стороны взрослых могут научиться оказывать друг другу помощь: подать упавшее колечко от пирамидки, поделиться кукольной одеждой, формочкой для "пирожков". У играющих рядом детей появляется потребность сообщить что-то друг другу, и это способствует развитию речевого общения.

Делиться игрушками, сладостями ребенок должен, конечно, охотно, добровольно, желая доставить приятное другому. Иначе у малыша возникнет лишь негативное отношение к такого рода предложениям взрослых. Не следует требовать от ребенка, чтобы он отдал свою любимую игрушку или единственную конфету, - это для него непосильное испытание.

Всякий хороший поступок малыша надо одобрить, может быть, даже несколько преувеличенно выразить радость по поводу того, что он поступил хорошо.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Раннее детство


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру