на главную страницу сайта

Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает примерно к трем годам


Приобретения раннего детства




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Малыш начинает использовать накопленный словарь в целях активного обращения к взрослому

Овладение языком

До полутора лет развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно. В этот период он усваивает от 30 - 40 до 100 слов и употребляет их редко.

После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребенка называть предметы (мы говорили на предыдущих страницах сайта) можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года - до 1200-1500 слов.

Речь малыша на первых порах мало похожа на речь взрослого, ребенок употребляет слова, которыми взрослые обычно не пользуются; такую речь называют автономной. Откуда же берутся "автономные" слова?

Во-первых, сами взрослые специально придумывают их для детей. Из поколения в поколение передаются такие слова, как ам-ам или ням-ням, тпру, нака, бяка... Взрослые считают, что они более доступны детям. Надо заметить, что наряду с облегченными словами взрослые должны непременно употреблять и правильные их варианты. Тогда ребенок сможет перейти к правильному словоупотреблению без осложнений.

Во-вторых, ребенок искажает в своей речи настоящие слова, произносимые взрослыми. Малыш еще недостаточно хорошо слышит слово, и у него еще не сложился в надлежащей мере аппарат произношения. Произнося слово, он невольно меняет его звуковую форму. Молоко он произносит как "моко", голова - как "гова"... Обычно "страдает" середина слова. Ребенок воспроизводит ударный и первый слоги.

И наконец, малыш и сам придумывает "автономные" слова, часто шутя и играя.

Если взрослые требуют от ребенка четкого произнесения слов, поправляют их, то "автономная" речь быстро исчезает. Но бывает, что окружающие умиляются "своеобразию" словотворчества ребенка и даже подражают ему. Тогда становление правильной речи идет с задержками.

Итак, в середине второго гона жизни в развитии речи ребенка происходит важный сдвиг: малыш начинает использовать накопленный к этому времени словарь в целях активного обращения к взрослому. Появляются первые простейшие предложения. Их характерная особенность в том, что слова, которые в них входят, употребляются в неизменной форме: "исё мако" (еще молока), "мама бобо" (маме больно). Предложения включают два слова; 3 - 4 - словные предложения появляются позже, к двум годам.

Пусть такая речь несовершенна по форме, по грамматической структуре. Но она сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. А это, в свою очередь, приводит к тому, что словарь малыша значительно обогащается. Ведь он уже хорошо подражает речи взрослого, услышанным словам, хорошо понимает обращенную к нему речь и может комбинировать в предложении вновь усвоенные слова со словами, усвоенными ранее.

Но главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые ребенок использует в своих предложениях (теперь уже зачастую 3 - 4 - словных), приобретают соответствующую грамматическую форму: "девочка села", "девочка сидит", "лопатку баба дела (сделала)".

С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком - овладения его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает примерно к трем годам. Так, к этому времени в своей речи он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами - "на волка похож", "под землю спрятался" и т.п.), формы глаголов, сложные предложения с союзами ("Во сне видела, что волк укусил мне руку", "Форточка открыта, чтобы проветрилось").

К трем годам в словарь ребенка входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.

Все это не означает, однако, что в дальнейшем ни самому ребенку, ни окружающим его взрослым не предстоит потрудиться, совершенствуя владение языком. Ведь многие тонкости, трудности, исключения из правил ребенку еще предстоит усвоить. Кроме того, ребенок усваивает разговорную речь. А поскольку в разговорной речи взрослых практически отсутствуют причастия и деепричастия (прыгающий, прыгая и т. п.), нет их пока и в речи ребенка.

Что же способствует развитию речи? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них - это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные - когда ребенка просят, например: "Пойди к бабушке и скажи ей: "Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку".

Почему такие задания полезны для развития речи? Во-первых, потому, что взрослый дает ребенку образец речи, и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Можно даже сказать, что подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, "речевого поведения". Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребенок учится сознательно, осознанно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам. В самом деле, когда мама говорит сынишке: "Принеси мне, пожалуйста, чашку" - и тот, спросив какую (большую или маленькую и т.п.), идет выполнять эту просьбу, то ни мама, ни сын не задумываются над тем, как именно они говорят. Они осознают содержание речи, а не ее форму. А попробуйте-ка совершенно отвлечься от формы речи, когда ваше внимание специально обращают на то, как нужно сказать: "Пойди и скажи то-то".

Речевые задания с уже определенной формой высказывания уместны в общении с детьми до двух лет. Более старшим детям можно давать задания в более общей форме: "Подойди к бабушке и попроси ее достать твою шапочку", "Попроси у бабушки свою шапочку".

Речевые задания могут давиться и для того, чтобы ребенок обратился к взрослому, и для того, чтобы он обратился к другому ребенку, к нескольким детям. Тем самым активизируется речевое общение между детьми.

Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы: "Где?", "Какой?", "Куда?" и т.д., употребляя сложные предложения. Например, ребенку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребенка): "Спроси у Натальи Петровны, куда она положила новую книжку, игрушку". Ребенок может задать вопрос различными способами ("Куда вы положили новую книжку, игрушку", "Вера Ивановна спрашивает, куда вы положили новую книжку, игрушку", "Вера Ивановна спрашивает, где новая книжка, игрушка" и т. д.), И это будут или вопросы, или сложные предложения с союзными словами "куда", "где" и т.п.

Важная роль таких речевых заданий и устных рассказов в развитии речи малышей вовсе не означает, что рассматривание с детьми предметов, игрушек, картинок и чтение им книжек с иллюстрациями имеют второстепенное значение. Наглядность, непосредственное ознакомление детей с предметами и явлениями окружающего мира, с происходящими вокруг событиями остаются прочной основой обогащения знаний и представлений детей. Без такого обогащения, связанного с усвоением новых слов, которые закрепляют, сохраняют в памяти эти знания и представления, ребенку просто не о чем будет рассказывать. Не существует речи без смысла, без мысли, а истоки мысли - в непосредственном, чувственном познании окружающего, в восприятии, ощущениях.

Уже детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки (т.е. изображения отдельных людей, животных, предметов), но и картинки сюжетные, на которых изображено какое-нибудь событие (дети поливают цветы на клумбе, дети выпускают птичку из клетки). На третьем году возможности детей в рассматривании картинок увеличиваются, однако дети не предоставляются самим себе - руководить рассматриванием должен взрослый. Он объясняет смысл изображенного, раскрывает последовательность действий, задает детям вопросы и т.д.

Предметная картинка кажется очень простой: нарисована кукла, зайка, собака, флажок, мячик... Казалось бы, не очень много можно извлечь из такой картинки для того, чтобы развивать речь ребенка. Он вспомнит, как называется то, что изображено на картинке, назовет. Это, конечно, важно. И если изображен новый, незнакомый малышу предмет, он познакомится с ним и усвоит новое слово. Это тоже важно. Но на картинке нельзя изобразить предмет вообще: собаку вообще, мячик вообще. Мячики бывают синие, красные, зеленые. Собаки тоже разные: с большими висящими ушами, с ушами торчащими, настороженными, собаки лохматые и с гладкой шерстью. На все детали изображения можно обращать внимание ребенка и задавать соответствующие вопросы.

Мячик можно нарисовать один, чтобы не было на картинке ничего другого. И тогда это будет просто мячик, который нигде, вроде, не лежит, не прыгает, не катится - ничего не делает. А вот ничего не делающую собаку нарисовать или сфотографировать невозможно. Собака на картинке или лежит, или сидит, или бежит, или лает. Поэтому, показывая ребенку такую картинку, можно спрашивать и о названии того, что изображено, и задавать вопрос: "Что делает?"

Особенно разнообразными могут быть вопросы, если на картинке изображен человек (мальчик, девочка, кукла). Здесь большой простор для обогащения словаря детей, для формирования умений правильно строить простые предложения. Так, рассматривая картинку, на которой нарисована девочка, и отвечая на вопросы, ребенок называет предметы одежды девочки, цвет платья, ботиночек и т. д. Разнообразие вопросов и ответов увеличивается, если девочка изображена сидящей на стульчике, лежащей в кроватке.

До середины третьего года у детей нередки пропуски предлогов, и ответы на вопросы "Где сидит?", "Где лежит?" способствуют закреплению использования предлогов в речи, и не только в отношении преодоления пропусков, но и в отношении правильности употребления. Сравните, например, словосочетания "лежать в кровати" и "лежать на диване" и попробуйте переставить предлоги: "лежать на кровати", "лежать в диване". Последнее невозможно, а лежать на кровати - значит лежать на неразобранной кровати. Смысл совсем другой.

Предметные картинки, на которых изображены именно предметы, а не живые существа, годятся не только для того, чтобы обогащать речь детей словами, обозначающими предметы, их свойства и качества. Взрослый показывает малышу картинку (синий мячик) и спрашивает: "Что это?" Едва ли малыш ответит: "Синий мячик". Скорее, он скажет: "Это мячик" или просто "Мячик". Следующий вопрос взрослого: "Какой? Какого цвета?" Ответ: "Синий".

А затем наступает важный момент: изолированные реплики ребенка нужно соединить вместе, чтобы дать ему образец более полного ответа. Но как соединить? Ведь можно сказать и "синий мячик" и "мячик синий". Присмотримся, прислушаемся к этим сочетаниям слов, вдумаемся в них. "Синий мячик" - это простое называние предмета, это его название, обозначение, включающее одно из его свойств. "Мячик синий" - уже не просто название предмета, пусть даже содержащее в себе обозначение какого-то его признака, это - суждение о предмете. Такое суждение, какое мы высказываем, когда говорим: "Собака лежит", "Птица летит".

Поэтому, если мы ограничиваем свою задачу тем, что учим малыша различать и называть разные цвета или другие качества и свойства предметов, можно сказать: "Да, это синий мячик". Но можно сказать и по-другому: "Да, это мячик. Мячик синий". Вроде бы небольшое различие, но оно существенно. Ведь здесь мы даем ребенку образец построения связного высказывания. В самом деле, здесь последовательно высказываются два суждения: "Это мячик" и "Мячик синий". И второе не просто следует за первым: оно тесно с ним связано, вытекает из него. В первом предмет выделяется из многих других: это мячик, а не что-нибудь иное. Во втором этот выделенный, названный предмет характеризуется по одному из его свойств, в данном случае - по цвету. Это очень простой, элементарный случай связного высказывания, зачаток связной речи, но она и развивается у ребенка постепенно, от простых форм к сложным.

Мы подробно говорим о предметных картинках не потому, что их использование для развития речи ребенка важнее, чем использование картинок сюжетных. Мы хотели показать, что простое средство может принести большую пользу. Сюжетные картинки, без сомнения, дают больше возможностей для развития речи детей третьего года жизни. На них изображено много разных предметов, действий, качеств, которые ребенок должен назвать. А главное, на них изображено какое-то событие, и малыш с помощью взрослого, отвечая на его вопросы, учится последовательно, связно о нем рассказывать. Сейчас, на третьем году, это лишь начало, лишь основы формирования умений связной речи. Более обстоятельно работа над связной речью проводится начиная со следующего, четвертого года жизни малыша, когда намного обогатится его словарь и он усвоит главные правила грамматики родного языка, а также его "звуковые" правила.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Раннее детство


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру