на главную страницу сайта

То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе


Приобретения раннего детства




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Раннее детство- исключительно важное время для развития речи ребенка

Развитие речи ребенка

Раннее детство- исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным периодом в усвоении речи малышом.

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова ... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка - и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово!
К.Д. Ушинский


Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии. С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.

Потребность ребенка в речевом общении со взрослым должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную роль играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания - и только в этом случае исполнять их.

С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.

Наблюдая развитие речи своего малыша, вы можете выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается его собственная активная речь.

Было бы неправильно думать, что освоение речи имеет значение только для умственного развития ребенка. Огромную роль оно играет и в развитии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и к плохому, к красивому и к безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.

"Молодец, Ирочка, ты хорошо вымыла руки, они стали совсем чистые", "Нельзя брать яблоки без разрешения...", "Очень плохая у нас кукла Нина, не пустила зайку в кроватку", "Как красиво тетя Аня украсила елку", "Анна Ивановна ласковая, добрая".

На каждом шагу дети встречаются с тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и оценивают их определенными словами. Самые первые слова-оценки "хорошо" и "плохо" сопровождаются интонацией голоса, иногда мимикой и жестами, которые усиливают действие этих слов. Сначала дети подражают взрослым и высказываются лишь по поводу того, что им хорошо известно, что прочно вошло в их пока еще небольшой жизненный опыт. Но постепенно они начинают расширять круг своих суждений. Бывает, и ошибаются. ("Плохая бабушка! Зачем она коврик палкой бьет?", "Мама, у тебя некрасивая кофточка, она грязная" - а у мамы белая кофточка с черными пятнышками.)

Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом нельзя, либо словом надо. Взрослые вводят и слово можно, и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-нибудь.

Значительный скачок в общем развитии ребенка, связанный с овладением речью, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Даже если до 2 лет ребенок говорит мало, на третьем году он "вдруг" начинает говорить охотно и много. Он уже лучше понимает речь окружающих людей, и это открывает широкие возможности для возникновения совершенно новых видов общения со взрослыми и со сверстниками.

Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.

Если малыш уже "все понимает", но не говорит и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.

Но порой задержка в развитии речи может иметь очень серьезную причину, требующую немедленного вмешательства. Иногда взрослым просто не приходит в голову, что малыш плохо слышит, так как он отзывается на свое имя, реагирует на музыку и другие громкие звуки. Однако это возможно и при сниженном слухе, мешающем ребенку отчетливо воспринимать звуки речи окружающих. Если ребенок второго года не говорит и имеются хотя бы малейшие подозрения на то, что он недостаточно хорошо слышит, необходимо срочно обратиться к врачу.

Отставание в развитии речи может иметь причиной и промахи родителей. Один из них - с ребенком мало разговаривают. Другой - излишняя словоохотливость взрослых. Среди обилия непонятных, незнакомых слов ребенок не может уловить, что к чему относится.

Мы уже упоминали о том, что слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешают ребенку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова. С малышом надо говорить не спеша, размеренно, четко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребенка (а также лишними словами - "вот", "значит").

Новые слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл. Нередко дети в силу подражательности, свойственной их возрасту, удивляют взрослых "знанием" таких выражений, которым их никто не учил. (Одна девочка, когда мать заставляла ее доедать слишком большую порцию каши, заявила: "У меня сердце болит". На вопрос матери, где же оно, малышка показала на горло.) Вместе с тем те же дети могут не знать элементарных выражений, уже доступных их пониманию. Надо с самого начала приучать ребенка к тому, чтобы за словами и выражениями, которые он употребляет, стояло конкретное содержание.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Раннее детство


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру