на главную страницу сайта

Психологи считают особо значимыми для развития ребенка в раннем детстве так называемые соотносящие и орудийные действия


Приобретения раннего детства




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Открытие назначения предметов вызывает предметную деятельность

Ребенок постигает мир вещей

Из предыдущих статей нашего сайта вы уже знаете, что психологи выделяют возраст от года до трех как время, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет так называемая предметная деятельность. "Позвольте, - может сказать вы. - Ведь мы же видели, что ребенок начинает действовать с предметами с той самой минуты, как только оказывается способен схватить их! И мы знаем, что уже на первом году жизни действия с предметами могут быть довольно сложными. Почему же тогда точка, с которой начинается отсчет новой эпохи детства, отодвинута к году?"

Действительно, манипуляции, которые малыш проделывает с предметами на первом году жизни, порой сложны, разнообразны; он может научиться отдельным действиям, которые показывает ему взрослый, может даже переносить действие с одного предмета на другой (научился катать шарик - начинает катать все круглое).

Но приглядитесь: во всех манипуляциях младенца есть одна общая черта - дети используют лишь внешние свойства предметов. Ложкой ребенок действует так же, как палочкой, карандашом или совочком. А ведь во всяком предмете главное то, как данный предмет людьми используется. Свойство это не внешнее, оно скрыто, сам по себе ребенок до него добраться не в состоянии. Малыш бесконечное число раз может открывать и закрывать дверцу шкафа, может долго стучать ложкой об пол, но от этого он ни на шаг не продвинется в понимании того, зачем нужны эти предметы, в чем их назначение.

И вот именно открытие назначения предметов как раз и возвышает предметную деятельность над простым манипулированием.

Назначение предмета малыш усваивает совершенно иначе, нежели в простом подражании. На подражание способны и животные. Можно научить обезьяну пить из кружки, и она будет это делать. Но если ей хочется пить и она видит воду в ведре, она будет пить из ведра; не будет ведра - выпьет с пола. А кружку, когда нет жажды, она может употребить для самых разнообразных манипуляций - она будет бросать ее, стучать ею...

Ребенок же открывает для себя постоянную роль предмета, которая закреплена за этим предметом на протяжении многих человеческих поколений и которая, в общем, не изменяется в зависимости от потребностей минуты. Это, конечно, вовсе не означает, что, если ребенок усвоил, зачем нужен предмет, он всегда будет использовать его только так, а не иначе. Даже познав, что карандаш в отличие от простой палочки может оставлять следы на бумаге, малыш может использовать карандаши не для того, чтобы черкать по бумаге, а для того, чтобы катать их или строить из них колодец. Но важно, что при этом он все-таки знает, в чем истинное назначение предмета. Когда двухлетний шалун, например, делает вид, что надевает на голову свой ботиночек, он явно обнаруживает присутствие чувства юмора. Он смеется, как бы говоря всем: смотрите, как смешно, когда вещь употребляется не к месту!

Заметьте: когда малыш усваивает действия с предметами обихода, он вместе с этим постигает и некоторые правила поведения, связанные с этими предметами, узнает, так сказать, как надо "вести себя в обществе". Раскапризничавшись, ребенок бросает чашку на пол. Но тут же на его лице можно увидеть испуг и раскаяние: он уже понимает, что нарушил правила обращения с вещью, обязательные для всех.

В раннем детстве в корне меняется поведение ребенка в тех случаях, когда он встречается с новым для него предметом. Младенец, заполучив какую-нибудь новую вещь, начинал манипулировать с нею, пуская в ход все освоенные им движения. Теперь же ребенка начинает интересовать, для чего этот предмет служит, как его можно употребить.

Но не все новые действия, которые малыш усваивает, однотипны, не все одинаково значимы для его психического развития.

От чего зависят особенности разных действий? Прежде всего от того, каковы сами предметы. Сравните вещи, которыми пользуются в обиходе, и игрушки. Способ употребления одежды, посуды, мебели всегда однозначен, строго определен. С игрушками же можно обращаться гораздо свободнее. Правда, есть игрушки, созданные специально для того, чтобы с ними выполнялись совершенно определенные действия, - среди них пирамидки, матрешки. Согласитесь, они отличаются от тех игрушек, которые можно употреблять в игре по-разному, - к их числу относятся кубики, мячи. Организуя занятия с детьми, игры, знакомя их с разнообразным миром вещей, учитывайте, что для психического развития малыша наиболее важно овладеть действиями с теми предметами, способ употребления которых достаточно однозначен.

Но и сами эти способы различаются между собой. Действие может быть простым (чтобы открыть дверцу шкафа, надо потянуть за ручку), а может быть и сложным, требующим учета и свойства предмета, и того, как он связан с другими предметами (например, в случае, когда надо выкопать ямку в песке совочком). Понятно, что те действия, которые предъявляют большие требования к психике, более полезны для ее развития.

Психологи считают особо значимыми для развития ребенка в раннем детстве так называемые соотносящие и орудийные действия. Нам не мешает составить о них представление - это поможет правильному подбору игр и занятий с малышом.

Вы помните, что еще в младенчестве ребенок манипулировал с двумя предметами, - складывал их, пытался нанизать друг на друга, накрыть один другим. Но при этом малыш не учитывал свойств этих предметов: он не подбирал их по величине, по форме, не располагал их в каком-либо порядке, словом, не соотносил их между собой. Когда же он начинает осваивать соотносящие действия, то, как явствует из самого термина, ему надо привести два предмета (или несколько предметов, или несколько частей одного предмета) в определенные пространственные взаимоотношения. Именно это проделывает ребенок, когда складывает пирамидки из колец, учится обращению с разнообразными сборно-разборными игрушками, закрывает коробки крышками.

Чтобы правильно сложить пирамидку, нужно учесть соотношение колец по величине: сначала надеть самое большое, а затем последовательно переходить ко все более маленьким. Когда собираешь матрешку, нужно подобрать половинки одинаковой величины - собрать сначала самую маленькую, вложить ее в ту, которая побольше...

Удалось действие или не удалось, видно по результату: получилась ли готовая пирамидка, матрешка. Самостоятельно такой результат ребенок получить не в состоянии, да он и не стремится к нему на первых порах: его вполне устраивает то, что он нанизал кольца на стержень - последовательность совершенно неважна! - и прикрыл их сверху колпачком.

На помощь приходит взрослый. Он показывает малышу, как надо действовать, обращает внимание на ошибки, учит добиваться правильного результата. Рано или поздно ребенок действием овладевает, но примечательно, что выполняться оно может разными способами и способы эти не равноценны. Все зависит от того, какова именно была помощь взрослого.

Если малышу дали только образец действия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего, он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборке; разбирая пирамидку сам, он запоминает, куда он кладет кольца, и старается нанизать их снова точно так же. Возможен и другой вариант - взрослые обращают внимание ребенка на ошибки и на их исправление. В этом случае наиболее вероятно, что он начнет действовать путем проб, замечая допущенные ошибки и исправляя их.

Но есть и третий способ: можно научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них. Тогда малыш научится подбирать нужные кольца и надевать их на стержень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели, он позволяет выполнять действие в самых разнообразных ситуациях. Дети же, обученные первыми .двумя способами, не могут, например, собрать пирамидку, если вместо привычных пяти колец получат десять - двенадцать.

Постараетесь использовать самый эффективный способ, когда будете знакомить своего малыша с пирамидками, матрешками, другим сборно-разборным материалом.
 
Что касается употребления орудий, то ребенок знакомится, конечно, с самыми простыми из них (или специально для него приспособленными) - ложкой, чашкой, совочком, лопаткой, карандашом... Но хоть и просты эти вещи, это все-таки именно орудия. Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей руки в зависимости от их устройства.

Последите, как ребенок постигает умение пользоваться ложкой. Она "устроена" так, что, зачерпнув ею пищу, мы должны поднять ее вертикально, не наклоняя, а уж потом отправить в рот. Но ведь "невооруженная" рука, несущая пищу, действует совсем иначе - по прямой линии сразу ко рту. Значит, движение руки, в которую попадает ложка, должно перестроиться.  Это орудийное действие ребенок сразу усвоить не может. Сначала ложка служит ему просто продолжением руки. Он захватывает ее в кулачок как можно ближе к углублению (даже влезая в него пальчиками) и, зачерпнув при помощи взрослого пищу, косо несет ее ко рту (так он нес бы пищу, если бы у него в руке не было ложки). Все внимание его устремлено не на ложку, а на пищу. Естественно, значительная часть того, что было в ложке, выпадает или разливается - "а в рот не попало".

И лишь постепенно малыш начинает улавливать связь между тем, чем он действует (ложкой), и тем, на что действие направлено (пищей). Но, как знает каждая мать, успеха он будет добиваться сначала от случая к случаю, и пройдет не так уж мало времени, пока рука не приспособится в достаточной степени к свойствам ложки - возникнет орудийное действие.

Такие действия в раннем возрасте остаются во многом несовершенными, в дальнейшем они еще должны отрабатываться. Но важнее другое - ребенок усваивает сам принцип употребления орудий. Это происходит и тогда, когда он учится копать совочком или лопаткой песок, черкать карандашом по бумаге. Вот почему так полезны игрушки-орудия, которые нужно дать малышу, - деревянный молоточек, с помощью которого в сырой песок можно забивать колышки, деревянные винты и отвертку. Необходимо поощрять такие игры-занятия, в которых ребенок ставится перед задачей использовать подходящие предметы в качестве простейших орудий ("подручные средства") для того, чтобы добиться желаемого: достать далекий предмет палкой, выловить черпачком шарик из банки с водой, пододвинуть палочкой колечки, которые лежат на середине стола, так что их не достать рукой.

Помните, что действия с предметами-орудиями оказывают наиболее существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Раннее детство


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру