на главную страницу сайта

Важнейщие приобретения этих лет для ребенка - овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности, овладение речью


Приобретения раннего детства




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Приобретения, которые делает малыш на протяжении двух лет, поистине огромны

На границе первого и второго года жизни многие дети обнаруживают вдруг непослушание, нежелание считаться с требованиями взрослых. "В ответ на запрещение ("нельзя") проявляет упрямство и упорно пытается повторить какую-нибудь шалость. Только путем отвлечения удается прервать то или иное упрямое желание. Иногда в ответ на запрещение начинает капризно плакать, бросается на пол, дергает руками и ногами... " (из дневника психолога Н.А. Менчинской).

Разумеется, "яркость" и продолжительность подобных проявлений зависят от многих обстоятельств. В одних семьях это время проходит более спокойно, в других вызывает напряженность в отношениях между взрослыми и малышом. Но в явной или скрытой форме "кризис первого года" существует.

Мы видели, что к концу первого года круг действий малыша с предметами весьма расширился. Многие предметы, которые прежде были доступны ему лишь на расстоянии, лишь взгляду, теперь, когда сделаны первые попытки самостоятельной ходьбы, можно взять руками. Среди этих предметов оказываются и такие, которые принадлежат миру взрослых. Понятно, что ребенок, получивший известные возможности действовать самостоятельно (и, кстати, нами побуждаемый к самостоятельности), не делает различия между тем, что "для него" и что "не для него". Не удивительно, что возникает конфликт, когда бурное устремление к желаемому предмету (например, к такой красивой, но хрупкой вазочке) пресекается взрослым в самой решительной форме.

Кроме того, собственная активная речь малыша не развита, поэтому он не в состоянии понятно для взрослого выразить свои желания и потребности. А жесты и мимика уже не помогают, ведь действия малыша стали достаточно сложными, руководство этими действиями со стороны взрослого требует словесного взаимопонимания.

Именно появление речи на границе младенчества и раннего детства значительно расширяет возможности общения ребенка со взрослыми. Между ними возникают новые отношения, которые можно назвать отношениями сотрудничества. Ребенок начинает действовать с предметами вместе со взрослым.

Приобретения, которые делает малыш на протяжении двух лет, поистине огромны. Главнейшие из них те, что определяют развитие его психики, - это овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности, овладение речью. Рассмотрим эти приобретения, не упуская из виду, что на втором и третьем году заметное место в жизни малыша начинает занимать игра, что здесь берут свое начало рисование, лепка, конструирование.
 

Шаг за шагом

Когда малыш начинает делать первые шаги, не нужно быть особо наблюдательным, чтобы заметить: они трудны для него. Маленькие ножки с напряжением несут тело. Движения скоординированы недостаточно. Ребенок постоянно теряет равновесие. Если надо обойти препятствие (неожиданно на пути возник стул), если под ступню попал шарик, падение после 2 - 3 шагов становится неминуемым. И малыш падает - на руки взрослых или на пол.

Что же заставляет его подниматься, преодолевать страх перед падением и вновь шагать? На первых порах - только одобрение взрослых, их участие, радостная поддержка его усилий. Но очень скоро приходят первые успехи, и ребенок начинает испытывать удовольствие от того, что он владеет своим телом. Кроме того, он начинает понимать, что, передвигаясь на собственных ногах, можно быстрее добраться до желаемого предмета.

Малыш начинает ходить все больше и больше. Каждодневные упражнения в ходьбе ведут к ее постоянному совершенствованию. Более того, кажется, что дети начинают искать дополнительные трудности - идут туда, где горки, ступеньки, всякие неровности. Полуторагодовалые малыши нарочно осложняют свое передвижение: ходят, наступая на мелкие предметы, ходят вперед спиной, кружатся, пробираются сквозь кусты, хотя рядом свободный проход, передвигаются, закрыв глаза, надвинув на них шапочку. Совершенно очевидно, что им доставляет огромное удовольствие сам процесс ходьбы, они стараются извлечь из него как можно больше радостных переживаний. Но вскоре навык этот автоматизируется, и ходьба перестанет быть интересной для ребенка сама по себе.

Значение прямохождения не только для физического, но и для общего психического развития ребенка нельзя переоценить.

Мир, доступный малышу, резко расширяется. Теперь можно добраться практически до любого предмета - в том числе и до такого, который сами взрослые тебе ни за что не дадут .

... Девочка чуть старше года очень любит подходить к низкому туалетному столику, снимать крышки с разных коробочек и пудрениц. Садится на пол и долго-долго занимается этими коробочками... Ее ровесника находят под вешалкой, под висящими пальто. ОН сосредоточенно перебирает стоящую на полу обувь, всовывает руки в ботинки, стучит ими по полу...

Научившись ходить, ребенок узнает на личном опыте, что до того дерева от крыльца надо идти мимо куста, который колет острыми иглами, что на пути яма, в которую лучше не падать, что скамейка может наградить неприятными занозами, что цыплята очень мягонькие, но что у курицы крепкий клюв, что трехколесный велосипед можно катить, взявшись за руль, а большую тачку невозможно сдвинуть с места...

В частности, важно, что малыш знакомится теперь не только с относительно мелкими предметами, которые легко взять в руки, но и с более крупными. Можно обойти стол кругом, подлезть под него и вылезти с другой стороны. Можно двигать, тащить за собой стул. Без такого "всестороннего обследования" больших вещей многие качества их остались бы скрытыми от зрения малыша.

Поймем еще, что речь идет не просто о пассивном ознакомлении малыша с предметами и их свойствами. Ребенок действует с этими предметами, и ходьба заметно расширяет возможности действия. Так, уже к середине второго года дети осваивают довольно разнообразные движения, которые были бы немыслимы без ходьбы: они переносят вещи в руке, или взяв их в охапку, или на плече; передвигают их, толкая, волоча, рывком сбоку; возят за веревку взад и вперед, передвигают предметы вдоль стола, дивана или доски, выдвигают из-за других предметов, подвозят под стол, запихивают в угол дивана, возят из одного угла комнаты в другой; перевозят или переносят предмет из одной комнаты в другую, прячут под кровать или за занавеску, достают с подоконника, устанавливают на полке, прислоняют к стене...

По этому перечню видно, что малыши задали немалый труд исследователю, изучавшему возможности их движений!

Далее, ходьба позволяет ребенку освоить не только ближнее, но и дальнее пространство. Мышечное чувство позволяет оценивать расстояние и направление.

Еще в начале второго года жизни малыш может протянуть игрушку отцу, который выглядывает из окна четвертого этажа, или шагать вперед с высокой ступеньки, не предвидя падения. Когда он начинает "измерять расстояния ногами", появляется некоторая согласованность в работе глаз, ног и рук, развивается первоначальный глазомер. В конце раннего детства малыш, забравшийся под стол, не распрямится, пока его голова не вылезет из-под стола; наклоняясь за цветком, он не подойдет к нему слишком близко и не остановится от него слишком далеко - он точно соизмерит расстояние, наклонит корпус и одновременно протянет руку.

Расширяется мир - расширяется и опыт малыша. Ему постоянно приходится встречаться с препятствиями и затруднениями, которые надо преодолеть. Малыш везет за собой швабру - вдруг она зацепилась за что-то. Он продолжает тянуть ее, пытается повернуть, дернуть. Иногда ее удается освободить, иногда нет - и дело кончается слезами. Приходят взрослые. помогают освободить "пленницу", а ребенок наблюдает за тем, как это делается, - он знакомится с решением очередной практической задачи из числа тех, что поминутно теперь возникают перед ним.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Раннее детство


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру