на главную страницу сайта

Постепенно ребенок открывает, что существует мир предметов, что эти предметы расположены в пространстве, что они обладают некоторыми постоянными свойствами - разные предметы разными


Достижения первого года ребенка




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Трехмесячный малыш хорошо различает цвета, формы геометрических фигур

Как ребенок разбирается в своих впечатлениях

Теперь мы с уверенностью можем сказать, что ребенок не просто видит что-то и слышит, но что он стремится увидеть и услышать, что он получает удовольствие от зрительных и слуховых впечатлений. Его взор не оставляют равнодушным блестящие, красочные, движущиеся предметы; радуют его слух звуки музыки, человеческой речи. Но что именно видит малыш, как разбирается он в тех впечатлениях, которые он получает?

С трехмесячными детьми проводили эксперименты, которые позволили сделать заключение: малыш этого возраста хорошо различает цвета, формы геометрических фигур (и плоскостных, и объемных). Причем разные цвета привлекают младенцев в разной степени, - как правило, предпочтение они отдают ярким и светлым ("как правило" не значит всегда, порой сказываются "индивидуальные вкусы" младенцев).

Весьма интересно, что трехмесячные дети очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые ребенок часто смотрит, поместить новый, отличающийся от них по цвету или по форме, ребенок, заметив его, целиком переключается на новый предмет, надолго сосредоточивает на нем взор. Именно поэтому время от времени нужно заменять игрушки, которые предлагаете малышу, - те, которые перестали привлекать его внимание, надо убрать; через какой-то срок они снова станут для него новыми.

Зрительный мир малыша состоит из сменяющихся впечатлений, более привлекательных и менее привлекательных. Воспринимает ли он предметы такими, какими воспринимаем их мы? Нет. Покажите ему игрушку, хорошо знакомую, в необычном ракурсе. Он воспримет ее как новую. Мама вошла в новом платье - малыш плачет, он не узнает ее.

Младенец "схватывает" лишь общую форму предмета, его цвет - но это лишь отдельные впечатления о предмете, не выделенном из общего фона (их можно было бы охарактеризовать как "что-то яркое", "какое-то пятно"). Он не способен еще с помощью зрения определить место предмета в пространстве. С одинаковым упорством тянется даже шестимесячный малыш к погремушке, которая находится на расстоянии вытянутой руки (и которую можно достать), и к той, которая в метре от него (и достать которую совершенно невозможно).

До 3 - 4 - месячного возраста зрение справляется со своими задачами, даже рисуя мир в столь расплывчатых тонах. Достаточно, что оно побуждает действовать - приблизить к себе предмет или приблизиться к нему. Но вот указанные движения и действия начинают складываться - и оказывается, что регулировать их зрение не способно. Чтобы ребенок мог подползти к предмету, схватить его, передвинуть с места на место, накрыть крышкой коробку или надеть кольцо на стержень, глаз должен учесть очень многое - направление, расстояние, форму предметов, их величину, вес, эластичность материала...

Само по себе глазу это не дано. Он учится этому в содружестве с рукой, следуя за внешними действиями. Еще раз проследим за тем, как совершенствуется хватание.

Сначала рука действует как бы независимо от зрения - оно лишь сообщает: игрушка есть, но вот где она, в каком направлении, на каком расстоянии, остается не известно ни глазу, ни, следовательно, руке. Рука поэтому вынуждена "улавливать" игрушку в пространстве (при этом зачастую попытки оказываются неудачными). Но постепенно глаз, следя за движениями руки, начинает замечать, как она приближается к цели, как удаляется от нее, появляется возможность вносить поправки в движения... Когда во втором полугодии возникнет последовательное, без возвратных движений, приближение к предмету, это свидетельствует о том, что глаз, следуя за рукой, наконец научился разбираться в местоположении предмета. Только в самом конце первого года малыш научится "хватанию вслепую": вот он смотрит на игрушку, но его что-то отвлекло: он отворачивается, но все-таки безошибочно берет игрушку, - значит, глаз точно определил положение ее в пространстве и успел передать нужную команду.

А вот как рука учит глаз ориентироваться в форме и величине. В зависимости от того, берет малыш кубик или мяч, пальцам его приходится вести себя по-разному: на мяче они "растопыриваются", на кубике размещаются по граням - так сам предмет учит руку учитывать его свойства. На 10 - 11 -м месяце жизни это "обучение" приводит к тому, что ребенок, посмотрев на предмет, который он собирается взять, заранее складывает пальцы так, как требуется.
 

Как ребенок овладевает действиями

Слово "манипуляция" в обыденной речи имеет явно неодобрительный оттенок. Но сейчас этот оттенок надо забыть - психологи называют манипуляциями действия, которые ребенок производит с предметами.

Первые манипуляции, возникающие в то время, когда ребенок оказывается в состоянии удержать предмет, очень просты. Вот малыш схватил погремушку, подержал некоторое время, выпустил, затем снова схватил. Если перед ним две игрушки, он может схватить одну, выпустить ее, схватить другую.

Со всеми игрушками - независимо от их свойств - малыш поначалу занимается примерно одинаково: возьмет игрушку, осмотрит ее, переложит из руки в руку, пососет, помашет ею, постучит по кроватке или по другой игрушке.

Постепенно в манипуляциях малыша появляется очень важная черта - он начинает замечать результат своего действия. Игрушка приближается и удаляется, погремушка гремит, резиновая куколка пищит. Можно попробовать повторить этот результат! Таким образом возникает направленность на результат действия, а смысл исследовательской деятельности малыша выражается теперь вопросами "что с этим можно делать ?", "что такое?".

С того момента, когда у младенца возникает интерес именно к результату действия, открытие новых свойств предметов идет все интенсивнее. Мячик катится, а кубик, если его толкнуть, сдвинется лишь чуть-чуть. Крокодильчика, который пищит, можно сжать, а деревянный человечек твердый. Погремушки гремят, а пластмассовая утка молчалива...

Когда малыш начинает манипулировать с двумя предметами, направленность на результат становится особенно ясной. Вместе с тем малыш открывает свойства, связанные с взаимоотношениями предметов. Малыш упорно старается сблизить две игрушки, поставить одну на другую, всунуть один предмет в другой. При этом он открывает некоторые новые интересные свойства - оказывается, один предмет может находиться в, на другом, над, под, за другим... (Не забудем, что все эти свойства малыш "знает" лишь в тот момент, когда действует, - прекращается действие, исчезает и "знание".)

Месяцам к 9 ребенок может использовать некоторые предметы, а также различить некоторые свойства предметов. Он стаскивает с ноги носок, снимает с головы шапочку; катает шарики, мячи; засовывает пальчик в отверстие и вытаскивает; складывает игрушки в ящик, а затем снова вынимает их оттуда; бросает колечки, чтобы посмотреть, как они будут крутиться; бросает на пол игрушки, чтобы услышать, какой звук они издают при падении. Если результата не удается добиться сразу, малыш выказывает настойчивость, пытаясь добиться своего.

Так, постепенно ребенок открывает, что существует мир предметов, что эти предметы расположены в пространстве, что они обладают некоторыми постоянными свойствами - разные предметы разными.

У ребенка 6 - 7 месяцев представление о пространстве предметов отсутствовало, он довольствовался сменяющими друг друга впечатлениями. Предмет, исчезавший из поля зрения ребенка, переставал для него существовать.

Но позднее, месяцев в 9 - 10, дети начинают искать исчезнувшие у них на глазах предметы, понимать, что они не перестали существовать, а просто находятся в другом месте.

Способствуют развитию этого понимания разнообразные игры в прятки - мать закрывает свое лицо руками, прячется за дверь, за спину отца, а затем неожиданно показывается малышу; вскоре он и сам начинает прятаться - натягивает на голову пеленку, а потом весело выглядывает из-за нее. Потом можно начать прятать игрушки - на глазах ребенка! - то на высокой полочке, то на низенькой скамеечке, то среди других игрушек; искать их малыш будет вместе с вами.

Овладение разнообразными движениями и действиями позволяет теперь ребенку видеть предметы с разных точек зрения, на разном расстоянии. В результате восприятие становится более устойчивым: ребенок узнает предмет независимо от того, как он повернут; он правильно определяет величину предмета, на каком бы расстоянии он ни находился.
 

Первые обобщения ребенка

Ребенок последних месяцев первого года жизни легко устанавливает связь между случайно выполненным движением и результатом, который получился. Он стремится вновь получить тот же результат - и осваивает новые действия.

Малыши этого возраста любят звучащие игрушки и предметы. Они гремят мелкими игрушками, сложив их в коробку; нажимая на формочку, двигая ею по полу, прислушиваются к производимым ею звукам; с удовольствием открывают и закрывают скрипящую дверцу шкафа...

Ребенок сам, без помощи взрослого, начинает вынимать предметы, открывать коробки, дверцы, снимать кольца пирамидки. Освоить противоположные действия - вложить, закрыть, надеть - ему сложнее. Надо ведь не только понять, что меньший предмет вкладывается в больший, кольцо надевается на стержень, крышкой можно закрыть коробку, но и освоить новые манипуляции.

Ими малыш овладевает в этом возрасте обычно с помощью взрослых. Сперва, вызывая ребенка на подражание, ему показывают несколько раз, как открыть или закрыть матрешку, приговаривая: "Открыл, а теперь - закрыл". Если подражание не получается, можно дать ему матрешку, неплотно закрыв ее. Ребенок берется за верхнюю часть, но взрослый продолжает держать основание матрешки, и поэтому у малыша в руках оказывается верхняя ее половина; тогда взрослый говорит: "Открыл! А теперь закрой!" - и с этими словами немного приближает основание матрешки -к ее верхней половине, находящейся в руках у малыша, и помогает ему закрыть ее.

Если среди игрушек имеются различные открывающиеся предметы: коробки разной формы и величины, матрешки, грибки, - то ребенок вначале пытается использовать и неподходящие по форме или размеру крышки. Но неправильно подобранная крышка или плохо закрывает коробку, или проваливается внутрь, что ребенка не удовлетворяет, он пробует вторую, третью, пока не найдет нужную. Постепенно он научается хорошо различать коробки и крышки, уверенно выбирает нужную ему и каждую коробку закрывает соответствующей ее величине и форме крышкой.

Точно так же, научившись накладывать один кубик на другой, ребенок вначале стремится поступать так же и с другими предметами (например, с шариками), но вскоре начинает понимать, что так складывать можно только вещи определенной формы - кирпичики, кубики, дощечки.

К концу года появляется интересная особенность: манипуляции как бы переносятся с одного предмета на другой, совершенно новый, с которым раньше ничего подобного малыш не проделывал. Скажем, он научился открывать и закрывать матрешку, теперь он может то же самое проделать с матрешкой другого размера или со складным деревянным яичком.

Вот характерное наблюдение. Девочка берет барабанную палочку и толкает ею небольшой шарик: шарик укатывается. Она подползает к нему и снова толкает, и так много раз. Когда шарик укатился под стол, девочка, увидев лежащую на боку круглую коробочку, ударила по ней так, что она покатилась, затем подползла к мячу и тоже ударила его палочкой. Так в ходе переноса способа действия складывается способность обобщать.

Познакомившись с устойчивыми свойствами предметов, ребенок находит почву для решения первых мыслительных задач. Когда малыш в возрасте около года начинает устанавливать простейшие связи между предметами, между свойствами предметов, это означает, что он выполняет мыслительное действие. Напомним лишь, что протекает оно в наглядно-действенной форме, его невозможно "оторвать" от практического действия, от чувственных впечатлений, которые получает малыш.
 
Попробуйте дать такую мыслительную задачу десятимесячному ребенку. Усадите его на стульчик, а на стол перед ним положите шарик - так, чтобы он не мог достать его рукой. Малыш тянется к шарику, вопросительно смотрит на вас. Привяжите к шарику ленточку - она в пределах досягаемости ребенка. Он тотчас потянет за нее, и шарик окажется в его ладошках. Повторите такую игру несколько раз, меняя цвет ленточки, кладя разные игрушки. Если малыш решает такие задачи хорошо, дайте ему более сложную: в пластмассовую невысокую чашку посадите птичку, маленькую матрешку, сквозь ручку чашки пропустите ленточку, а оба конца ее положите на стол перед малышом. Чтобы достать чашку - а вместе с чашкой и игрушку, надо потянуть за оба конца ленточки сразу. Ребенок последнего месяца первого года жизни такую задачу уже может решить, но, если ему будет трудно, покажите сами, как это делается, - и он повторит ваше действие.

Итак, к концу своего младенчества ваш ребенок подходит физически окрепшим, вставшим на ноги, научившимся понимать многое в человеческой речи, овладевшим довольно сложными действиями. В нем пробуждается стремление к самостоятельности, у него сложились кое-какие привычки. Окружающий мир приобретает в его глазах все большую определенность.

Год не прошел даром. Малыш подготовился к усвоению многих видов общественного опыта, которое предстоит ему на протяжении следующих двух лет, в раннем детстве.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
У колыбели младенца


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру