 Услуги специалиста
|
Чтобы малыш рос здоровым
Малыши легко ранимы, чувствительны ко всякого рода
неблагоприятным воздействиям. Недостаточно тренированна
терморегуляция - и ребенок легко может охладиться и.ли перегреться.
Слабо развит наружный (роговой) слой кожи и при невнимательном уходе
возникают опрелости и раздражения. Подвержены маленькие дети
заболеваниям органов дыхания и пищеварения. От скопления газов,
особенно в первые месяцы жизни, у младенцев часто возникают боли в
животе...
Когда ребенок нездоров, у него ухудшается аппетит, он становится
вялым, раздражительным, ничто его не интересует. Ослабленные дети
часто отстают в весе и росте, в развитии движений, быстро
утомляются. Эмоции их гаснут, порой они равнодушны к играм и
забавам, общая картина поведения тусклая. Плохое состояние здоровья
может задержать развитие ребенка.
Родители знают: чтобы ребенок рос здоровым, надо прежде всего
обеспечить ему хороший уход - тщательно соблюдать все гигиенические
требования по выполнению режима дня, правильно кормить малыша,
заботиться о том, чтобы он спокойно спал, а бодрствование было
активным. Надо укреплять организм ребенка, призывая на помощь
воздушные и водные закаливающие процедуры, прогулки на свежем
воздухе, массаж и гимнастику. Массаж является одним из видов
пассивной гимнастики, он содействует расширению кровеносных и
лимфатических сосудов и улучшению циркуляции крови и лимфы. усилению
функции потовых и сальных желез, удалению отмирающих слоев кожи -
эпидермиса. Кожа становится упругой и эластичной, повышается ее
сопротивляемость к механическим, температурным и другим воздействиям
среды. Массаж укрепляет опорно-двигательный аппарат ребенка,
повышает тонус мышечной системы, эластичность и сократительную
способность мышц, эластичность и подвижность связочного аппарата.
Массаж и гимнастику можно делать с 1,5 - 2 месяцев жизни ребенка
(ежедневно в часы бодрствования, спустя 30 - 40 минут после еды или
за 20 - 30 минут до еды, если ребенок находится в спокойном, бодром
состоянии).
Массаж и гимнастику проводят в хорошо проветренном помещении при
температуре воздуха + 20 + 22 °С, а в летнее время на воздухе в тени,
без ветра при температуре не ниже + 22 °С. Занятия проводятся на
столе, покрытом байковым одеялом, небольшой клеенкой и пеленкой;
руки взрослого должны быть чистыми и сухими. В самом начале занятий,
когда ребенок только привыкает, раздевать его надо постепенно.
Спустя 3 - 4 дня ребенка раздевают полностью, и он одновременно
получает воздушную ванну. Массаж и гимнастические упражнения
проводятся осторожно, мягко, без насилия и в медленном темпе, так
как у грудного ребенка кожа, мышцы, связки, костная система очень
нежны. Применять тальк или вазелин при массаже не рекомендуется,
так как они засоряют поры кожи ребенка. Во время занятий старайтесь
поддерживать у ребенка хорошее радостное настроение, разговаривайте
с ним.
И конечно, необходимо предохранять ребенка от простудных и
инфекционных заболеваний: своевременно делать прививки, исключать
контакты с заболевшими детьми, изгонять сквозняки, одевать малыша в
соответствии с температурой воздуха, по погоде.
Но если родители знают это твердо, если они отчетливо представляют
себе, как все это делать, перед ними порой все равно встают
неожиданные трудности. Дело в том, что наши намерения могут иногда
не совпадать с желаниями ребенка. Даже совсем маленькие дети не
всегда соглашаются, чтобы с ними проделывали то, что считают нужным
взрослые. Уже с момента рождения, как вы помните, ребенок способен различать вкус пищи, испытывать боль, и очень скоро он начинает
"запоминать" то, что доставляет ему неприятности. Всеми доступными
средствами малыш противится нашим действиям, протестует против
неосторожного обращения с ним, выражает свое "я", отдавая
предпочтение одним видам пищи и отказываясь от других.
Малыша, например, - хотят накормить овощным пюре, а он, к досаде
взрослого, выплевывает это блюдо, приготовленное с такой
тщательностью. Если и в дальнейшем взрослые не находят общего языка
с малышом, кормление превращается в сущую пытку для обеих сторон.
Случается и так: малыша укладывают спать, а он никак не засыпает. Он
может отчаянно сопротивляться купанию или панически бояться горшка.
Значит, в его маленьком опыте было уже что-то такое, что доставило
ему неприятности, напугало. Возможно ребенка однажды искупали в
слишком теплой воде или попало мыло в глаза, или он захлебнулся
водой из ванночки. Теперь, хотя и вода не горяча, хотя соблюдается
особая осторожность, он плачет и сопротивляется. Если малыша кормили
насильно - он капризничает, отказывается есть, хотя и голоден.
Поэтому очень важно с первых дней стараться создать у малыша
положительное отношение ко всему тому, что составляет уход за ним.
Взрослые должны стремиться к тому, чтобы ребенок с удовольствием
купался, охотно ел, радовался сборам на прогулку... Только в таком
случае огромные усилия, которые затрачиваются на уход за малышом,
принесут желаемые плоды. И все это не только для его здоровья -
здесь прямые следствия для воспитания. Только при таком подходе
предупреждается появление капризов, непослушания, устанавливаются
ровные, спокойные взаимоотношения между ребенком и взрослым,
укрепляется привязанность и доверие малыша к близким людям,
создается у него общий жизнерадостный настрой.
Как достичь этого? Рецептов на все случаи жизни дать невозможно. Но
существуют испытанные, оправдавшие себя положения.
Не следует применять по отношению к ребенку насильственное действие.
Лучше пропустить кормление, отказаться от какого-то намерения или
повременить с ним, пока не удастся изменить настроение малыша.
Пробуждайте активность ребенка, привлекайте его к посильному участию
в кормлении, одевании, раздевании, купании. Сначала, конечно, такое
участие минимально, но с возрастом оно должно становиться все более
заметным. Малышу интересно быть участником событий, и в таком случае
он охотнее выполняет указания взрослых, у него легче складываются
необходимые навыки и привычки.
Ухаживая за ребенком, никогда нельзя раздражаться, подходить к
малышу с мрачным видом. Ласково, заботливо, осторожно выполняя
необходимые процедуры, разговаривая с малышом, взрослые могут
добиться того, что даже и самые "неприятные" из этих процедур не
вызовут у него протеста.
Связывайте те или иные моменты ухода с удовлетворением любопытства,
любознательности малыша. Так вы сможете - доставляя радость ребенку!
- расширить его кругозор, познакомить его со свойствами предметов и
явлений (вода льется, суп горячий, компот сладкий), с правилам и
поведения (есть надо ложкой, вставать из-за стола только тогда,
когда кончишь есть, и т.п.), назвать предметы и действия, которые вы
с ним производите...
Чтобы ребенок не противился тому, что его укладывают спать, собирают
на прогулку, чтобы он охотно ел, умывался, надо выполнять это изо
дня в день в установленное время, приучать ребенка, как говорил А.С.
Макаренко, к "определенному часу". Тогда дети постепенно начинают
принимать те или иные предложения взрослого как должное, без
капризов и протеста. |