на главную страницу сайта

Еще до рождения познает ребенок одно из важнейших свойств движущейся материи - гравитацию


Жизнь до рождения




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Задолго до рождения ребенок способен производить многообразные движения

Всего за 280 дней после слияния гамет (мужской и женской половых клеток) образуется новый организм. Существовала некогда теория наивного преформизма, по которой выходило, что половая клетка - яйцо - хранит в себе "гомункулюса" с крохотными глазками, ручками, ножками; этим и другим частям тела будто бы предстоит только увеличиваться в размерах, но они есть с самого начала.

По мере того как накапливала научные данные эмбриология, становилось все более ясно, что зародышевая клетка содержит лишь наследственный проект будущего организма. В хромосомах нет ни мозга, ни сердца, а только общий план их строения - и выполнен он будет при благоприятных условиях.
 

Внутриутробный период развития ребенка

Спустя всего 20 дней с начала этого удивительного процесса в глубине крохотного, около 4 мм, зародыша начинает мерцать красная точка. Отныне в организме женщины будут биться сразу два сердца.

Пройдет еще месяц, и у плода сформируются все основные органы. Материнский организм бесперебойно снабжает его всем необходимым для роста: строительным материалом, питанием, кислородом, а также обеспечивает защитой от многих болезнетворных микробов, от других вредных факторов.

Многие полагают, что создание такого суперкомфортного, тепличного изобилия и составляет единственный смысл внутриутробного периода развития ребенка. Может показаться, что все эти 280 дней ребенок находится в жестком плену своей наследственной программы и, слепо повинуясь ей, "созревает" в преддверии грядущей жизни. "Его рот закрыт, его пупок открыт", - лаконично говорили древние эскулапы. Метко, но не совсем точно.

Плод периодически заглатывает окружающую его жидкость и тем самым исподволь готовит пищеварительный аппарат к выполнению своих далеко не простых функций. Известно также, что задолго до рождения ребенок способен производить многообразные движения конечностями, дыхательные движения грудной клетки, способствующие кровообращению. И было бы ошибочно думать, что все виды жизнедеятельности ребенка до рождения обусловлены исключительно генетической программой. Существуют основания полагать, что по мере созревания нервной системы плод способен все более чутко реагировать на те или иные ситуации и, следовательно, приобретать пусть элементарный, но все же свой личный и поэтому исключительно важный опыт.

Жизненное пространство, в котором развивается плод, ограничено. Поэтому он должен принять и сохранить позу наименьшего объема. Как же это происходит? По-видимому вначале; непосредственно после оплодотворения, форма наименьшего объема (т. е. форма шара) устанавливается самопроизвольно, благодаря высокому межмолекулярному сцеплению. Но позднее, по мере роста плода, сил межмолекулярного сцепления уже оказывается недостаточно. Возникает угроза потери наиболее целесообразной позы под действием земного притяжения.

Но всемирный закон тяготения, держащий в неодолимой узде всю небесную механику, оказывается беспомощным перед приспособительной мудростью механизмов, охраняющих новую жизнь. Примерно с третьего месяца после начала развития у зародыша начинает функционировать орган равновесия, имеющий почти техническое название - вестибулярный аппарат. Этот чуткий, своеобразный сейсмограф способен фиксировать не только положение зародыша, но и движения матери. Женщина ходит, нагибается, встает, ложится, ускоряет или замедляет шаги, вследствие чего ребенок испытывает действие сил ускорения. Как ни умеренны эти перегрузки, они воспринимаются и вестибулярным аппаратом, и специальными нервными датчиками, расположенными в сухожилиях, суставах, мышцах. Мозг перерабатывает поступающую информацию и подает соответствующую команду мышцам.

Так еще до рождения познает ребенок одно из важнейших свойств движущейся материи - гравитацию.

Итак, можно без преувеличения сказать, что, когда женщина движется, совершает длительные прогулки, ребенок получает представление о дорогах, по которым ему предстоит ходить.
 

Вкус, слух, зрение

Уже на пятой неделе развития начинают закладываться почки плода. Еще через 3 недели образуются чувствительные элементы языка. Не случайно младенец сразу же после рождения умеет различать вещества по вкусу и энергично отказывается от горького, соленого и кислого.

Примерно с восьмой недели начинает развиваться кожная чувствительность. К семнадцатой неделе наиболее обширная (по чувствительным площадям) кожная поверхность уже потенциально готова к приему информации. С этой поры связь по информационному каналу "осязание - мозг" становится постоянной - в течение всех 23 недель, оставшихся до родов, ребенок десятки и сотни раз в день получает разнообразные осязательные впечатления, столь важные для развития его нервной системы.

Кожа ребенка обладает также болевой и температурной чувствительностью. Но среда, в которой он развивается, отличается высокой устойчивостью температуры. Следовательно, нервные окончания, предназначенные для восприятия температуры, - терморецепторы - получают весьма однообразную информацию. Точно в таком же или, пожалуй, в еще "худшем" положении находится кожная болевая чувствительность. Не потому ли, появившись на свет, ребенок в первые дни обладает слабой болевой и температурной чувствительностью? (Вот почему так важен правильный температурный режим жизни беременных женщин. Будущей матери не рекомендуется переохлаждаться во время купания или перегреваться, загорая на солнце, принимая ванны.)

Особенно, надо полагать, богаты звуковые впечатления, которые испытывает растущий ребенок. Ведь жидкость отличается способностью передавать звуковые колебания в значительно большей степени, чем воздух. Следовательно, все звуки, способные преодолеть ткани человеческого тела, могут достигать слуха плода.

Представляется заслуживающим внимания существовавшее некогда увлечение беременных женщин слушанием музыки. Известны наблюдения, сделанные женщинами, ощущавшими интенсивное шевеление плода во время концертов или при сильных звуках. Но дело не только во внешних звуках. Много недель подряд слышит ребенок, как бьется материнское сердце.

Вероятно, ребенок слышит и звуки, произносимые матерью: смех, пение, разговор, плач. Может ли в таком случае мать позволять себе кричать или плакать? Не лучше ли ее ребенку слышать спокойный голос или радостную песню? И пусть он не станет от этого певцом или музыкантом, но, возможно, где-то в веществе его мозга, среди миллиардов нервных клеток, сохранится неясный след материнского голоса. И когда потом, уже после рождения, он будет засыпать под звуки колыбельной песни, в глубине зарождающегося сознания вспыхнет, как далекая зарница, едва уловимая память о чем-то знакомом и родном, уже слышанном когда-то. Но даже если опустить эту поэтическую сторону, можно думать, что голос матери, интенсивно и в течение длительного времени передающийся ребенку, подготавливает его слух к восприятию звуков специально в диапазоне частот человеческой речи.

Итак, среда, в которой развивается ребенок, по существу, позволяет его нервной системе еще задолго до рождения получить самые первые "отпечатки" физических свойств материи.

Процесс внутриутробного развития функций мозга обладает одной исключительно важной особенностью, не имеющей себе равных по значению во все последующие периоды. Речь идет о том, что формирование нервных элементов и связей происходит, с одной стороны, по наследственной генетической программе, а с другой - под непременным и постоянным влиянием тех потоков информации, которые идут из внешней среды по рецепторным (органы чувств) каналам. Сейчас установлено, что, меняя продолжительность и концентрацию информационного потока, можно регулировать (ускорять, замедлять или даже прекращать вовсе) формирование нейронных структур. (Например, свое влияние оказывают импульсы, поступающие в мозг от вестибулярного аппарата.)

Пока что таких данных еще явно недостаточно для разработки системы практических рекомендаций. Но трудно даже представить себе те грандиозные перспективы, которые откроются перед наукой, если она овладеет возможностью направленного количественного и качественного регулирования активности мозга ребенка в период внутриутробного развития.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
У колыбели младенца


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру