на главную страницу сайта

Дошкольное детство - это возраст, в котором закладываются общие основы личности человека


Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Старайтесь подавить в себе родительское честолюбие

Законы развития ребенка

Наблюдая за развитием ребенка, не делайте поспешных выводов. Учитывайте, что внешние проявления не могут сразу открыть нам всей картины особенностей внутреннего мира малыша. Призовите на помощь всю свою проницательность и объективность.

"Какой он легкомысленный! Ничем не интересуется по-настоящему... " - склонны мы сетовать порой, глядя на легко загорающегося, но и легко отвлекающегося ребенка; он и минуты, кажется, не в состоянии усидеть на месте; постоянно вступает в легкие конфликты с другими детьми; игрушки у него в руках долго не живут... Но присмотримся повнимательнее, уловим особенности темперамента малыша, найдем возможность увидеть, как он решает задачи, которые перед ним возникают...

И быть может, мы увидим, что наш "легкомысленный" малыш чрезвычайно сообразителен, что он все схватывает и усваивает буквально на лету. Надо лишь, учитывая избыток энергии, которой он обладает, более терпеливо приучать его к дисциплине - прежде всего внешней, тогда с ней придет и внутренняя дисциплина, дисциплина чувств и мыслей.

А вот полная противоположность - неуклюжий, медлительный, малообщительный малыш; он "тугодум" настолько, что вы недалеки от подозрения, не отстает ли он в умственном развитии. Не спешите! Вы же лучше других знаете, какой богатый запас слов у малыша, как интересно он может порой - когда разговорится - рассказать об увиденном или услышанном; вы не раз отмечали, что все поручения он выполняет тщательно и добросовестно... Так что, скорее всего, вы придете к выводу, что картина его развития как бы смазывается из-за впечатления, которое производят некоторые черты его темперамента.

Итак, не будем принимать на веру внешние формы поведения, постараемся смотреть глубже.

Желая "поправить" те или иные черты в поведении ребенка, не стремитесь "ломать" их. Вот тот же медлительный ребенок. Мы уже поняли; что интеллектуальное развитие его идет нормально, но все же медлительность его нас продолжает в некоторых случаях тревожить: малыш не поспевает за товарищами, не укладывается в режим. Понятно, хотелось бы, чтобы он учился действовать по быстрее.

Простое поторапливание не даст ничего. "Понукание", а тем более угрозы наказать приведут лишь к обиде и протесту. Надо, чтобы малыш именно учился действовать быстрее - с вашей помощью.

Прежде всего важна опора на собственные интересы ребенка. Что больше привлекает вашего сына, вашу дочь? От этого и отталкивайтесь в своих усилиях: "Если ты успеешь одеться до того, как зазвонит будильник, я успею прочитать тебе новую сказку", "Сумеешь быстро убрать игрушки- останется время посмотреть мультфильм", "Закончишь еду вместе со всеми - будешь мне помогать посуду мыть, но ждать я тебя не смогу".

Но мало возбудить желание делать все быстрее - надо вместе с тем учить ребенка выполнять свои повседневные дела наиболее рациональным способом.

Медленно и плохо одевается? Тщательно покажите "последовательность операций", пусть сначала ваш малыш одевается медленно, но правильно. Призвав на помощь часы, устройте соревнование с минутной стрелкой - сокращайте время на одевание по минуте в день, пока не дойдете до приемлемой нормы.

Не забывайте хвалить детей за быстроту. Пусть даже она пока относительна - важен сам факт продвижения вперед. И пусть об успехах малыша знают все в семье.

Скорее всего, вашему медлительному ребенку трудно быстро включаться в игры, в занятия. Поэтому бессмысленно просто сказать ему: "Строй!", "Рисуй!" Лучше дать спокойный и конкретный совет-указание: "Хочешь рисовать лес? А где у тебя будут расти деревья?", "Ты начинаешь строить дом? Давай первый этаж сложим вместе".

Не только начать, но и прекратить занятие малышу трудно. Не стоит резко прерывать ребенка: "Сейчас же кончай игру и отправляйся обедать!" Дайте ему какое-то время для того, чтобы он мог переключиться: "Скоро будем обедать, понемногу заканчивай игру". А раздраженно торопить ребенка, устраивать ему нагоняй за то, что он не выполнил ваше распоряжение так быстро, как вам хотелось бы, совершенно недопустимо.

Вероятно, полезны будут медлительному малышу игры, в которых приходится соревноваться на скорость ("Кто больше за минуту соберет спичек с пола?", "Кто быстрее уложит кубики в коробку?"). Надеемся, вы постараетесь, чтобы ребенок проигрывал не чаще, чем вы.

Таким образом, главная ваша линия: не стараться превратить медлительного ребенка в стремительного (и тем более не употреблять для этого совершенно бессмысленные "крутые меры"), а постараться ввести его медлительность в приемлемые рамки добрым словом, советом, игрой.

... кто хочет, чтобы его сын с уважением относился к нему и его указаниям, должен сам с уважением относиться к своему сыну. Вы не должны делать в его присутствии таких вещей, подражание которым с его стороны находите нежелательным.
Джон Локк


Мы подробно говорили лишь об одной черте, могущей вызвать беспокойство родителей. Можно было, конечно, взять и любую другую. Но тактика воспитания в главном, что мы и хотели подчеркнуть, всегда одна.

Старайтесь подавить в себе родительское честолюбие. Ваше желание видеть своего ребенка хорошо развитым вполне естественно, его можно только приветствовать.
Но мы все-таки позволим себе сделать одно предостережение. Порой успехи ребенка оказываются важными прежде всего не для него самого, а для его родителей. Случаи, когда малыш становится "предметом гордости", не столь уж редки.

При внимательном рассмотрении, однако, оказывается, что развитость ребенка не что иное, как "натасканность" в каком-то умении, а общее умственное развитие его, уровень развития нравственных черт оставляют желать много лучшего. Пренебрежем совсем уж фельетонными ситуациями - "Сашенька, покажи гостям, как ты умеешь читать стихи!" - и обратим внимание на то, что довольно часто родители всерьез, с большой самоотдачей занимаются (или сами, или с помощью специалистов) ранним развитием отдельных специальных способностей и умений малыша, но делают это в ущерб всему остальному. Причем тут возможны колебания "моды".

Прежде мы слышали о желании растить "вундеркиндов" главным образом в области музыкального и изобразительного творчества. Сейчас не редкость увлечение ранней спортивной специализацией. У части родителей отчетливо наблюдается стремление развивать ребенка прежде всего интеллектуально...

Возможно, было бы неправильно утверждать, что подобные родительские усилия всегда связаны именно с честолюбием. Готовы признать, что в некоторых случаях все это делается "ради самого ребенка", в твердой уверенности, что именно так возможности его будут проявлены наилучшим образом...

И все же скажем еще раз: если вы помните о необходимости гармоничного развития, вы не станете, пользуясь податливостью, пластичностью психики ребенка - дошкольника, искусственно культивировать в нем "ранние способности".

Никогда нельзя упускать из виду, что дошкольное детство - это возраст, в котором закладываются прежде всего некоторые общие основы личности человека. Об этом вы должны заботиться в первую очередь. Другого времени не будет.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру