на главную страницу сайта

Только в коллективе сверстников ребенок будет развиваться правильно, научится считаться с другими, и постоять за себя


Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Не делать из малыша кумира

Ребенок и другие дети

И единственного ребенка надо воспитывать с чувством уверенности, что из него вырастет хороший человек. О единственном ребенке в семье сказано много. Не раз подчеркивались трудности, связанные с его воспитанием: малыш поневоле становится "центром притяжения", все его желания удовлетворяются; нет младших, о которых он мог бы проявить заботу, отсюда - известный эгоизм; единственному ребенку труднее входить в коллектив.

Конечно, замалчивать эти трудности было бы неправильно. Но еще более неправильно было бы рассматривать единственного ребенка как фатально обреченного вырасти эгоистом, "перезащищенным", избалованным, изнеженным.

Родители, у которых в силу каких-то причин один ребенок (или пока один ребенок), должны знать: если они будут воспитывать его правильно, у него ровно столько же возможностей стать полноценной во всех отношениях личностью, сколько у любого другого ребенка. Что касается возможных опасностей, то вы будете помнить о них, а значит, и сумеете их избежать.

Вы не будете делать из малыша кумира - и дадите ему почувствовать, что он не один в семье и что заботу проявляют не только о нем, но и все друг о друге; вы приучите и его самого проявлять заботу о близких в любой доступной для малыша форме.

Вы будете использовать каждый случай для того, чтобы ребенок мог позаботиться о младших - будь то дети родственников или соседские малыши.

Вы будете поощрять его игры со сверстниками, в которых ваш ребенок приобретет опыт коллективного действия. (В случае, если он ходит в детский сад, проблема эта будет решаться для вас легче.)

Вы будете особенно поощрять его самостоятельность, независимость, удерживая себя от попыток чрезмерной опеки.

Так или иначе, но в миллионах семей есть сейчас "единственные дети", и дети эти в большинстве случаев растут и развиваются нормально.

Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.
А.С. Макаренко


Если в семье несколько детей, вы учтете своеобразие положения каждого. Обычно считают, что если в семье несколько детей, то такая семья имеет воспитательные преимущества по сравнению с семьей, где ребенок один. Против этого не стоило бы возражать, если бы некоторые родители не полагали, что преимущества эти образуются сами собой, и не упускали из виду, что здесь возникают и свои трудности, "подводные рифы", которые надо умело обходить.

Начнем с возможных преимуществ. Старшие дети, сами того не подозревая, берут на себя часть воспитательных обязанностей взрослых и выполняют их порой даже успешнее, чем папы и мамы. Младшие дети как бы тянутся за старшими - и, как правило, раньше начинают говорить, читать, считать. Старшие дети оказываются для них ориентиром, образцом, на который они в силах равняться. Недаром говорят, хоть и в шутку: старших детей воспитывают сами родители, а младших - старшие дети.

Старшие и младшие дети много времени проводят вместе - гуляют, читают, смотрят телепередачи, играют на компьютере или в плейстэйшн. У детей возникает привычка делиться друг с другом, сочувствовать сестрам и братьям. В общем, складываются зачатки коллективизма.

Но все это - только в тех случаях, когда родители не ошибаются в своем отношении к детям. А здесь их подстерегают типичные ошибки.

Старший бывает порой обделен родительской лаской - ведь он "уже большой". А вот младший "еще маленький" - к нему и требований меньше, и внимания больше. Что же получается в результате? Младший довольно быстро почувствует привилегированность своего положения и не замедлит ею воспользоваться. Избалованные дети - это чаще всего младшие в семье, причем "тиранами" они становятся не только по отношению к родителям, но и по отношению к старшим сестрам и братьям.

Не проходит эта ситуация бесследно и для старшего - мы уж не говорим о прямых невыгодах его положения. Но бывает, все оказывается глубже - у старшего возникает обида на родителей, отчужденность, а к младшему он начинает испытывать недобрую зависть.

Поэтому важно вовремя ослабить опеку над младшим, требовать от него все большей самостоятельности, активности. И если вы находите особые формы заботы о младшем, то старший должен увидеть, что так же особо, но по-иному заботятся и о нем.

'Разумеется, не исключена и обратная картина - старший всегда лидер, все лучшее ему, а потребности и интересы младших игнорируются, - образно говоря, они донашивают одежды старшего. Нельзя сказать, чтобы это было справедливо. Вообще, чувство справедливости никогда не должно покидать родителей. Иметь "любимчика" среди детей (или хотя бы давать повод думать, что такой есть) совершенно недопустимо. От этого прямой вред и "любимчику", и его сестрам и братьям, да и самим родителям.

Ребенку нужны товарищи. Один 6-ти летний мальчик очень горевал, что не пришел поиграть с ним его приятель. Мать пыталась утешить малыша и предложила ему поиграть с ней. Но сын - очень любивший, кстати, свою маму - ответил: "Мне надо ребенков, а ты не ребенок".

Первый интерес к сверстнику появляется еще у младенца - в 6 - 8 месяцев он может улыбнуться другому младенцу. На втором году жизни можно обнаружить, что дети вместе играют - катают мяч, насыпают песок в ведерко, делают куличики... У трехлеток складываются первые привязанности - зародыши дружбы. Но если 3-летний и даже 4-летний ребенок еще может в основном удовлетворяться обществом кукол и игрушек, то в дальнейшем потребность в товарищах, в детском коллективе становится особенно острой.

Общение дошкольника со сверстниками становится столь же необходимым, как и его общение со взрослым человеком, а в каких-то ситуациях, например в игре, и более желанным. Что и выразил так своеобразно 6-ти летний малыш...

Конечно, в семье, где несколько детей, потребность во взаимном общении в известной степени удовлетворяется. Но вместе с тем родители должны учитывать, что семейным кругом ограничить жизнь малыша нельзя (особенно в тех случаях, когда между детьми велика разница в возрасте). Важно не забывать, что для нормального развития малышу нужны товарищи-сверстники, с которыми он может играть на равных, а не "как маленький". Сверстник не будет оказывать ему снисхождения, как бывает в игре со старшими. Только в коллективе сверстников ребенок будет развиваться правильно, научится умению и считаться с другими, и постоять за себя.

Безусловно, наиболее благоприятные условия для такого общения создаются в детском саду, но, если малыш детского сада не посещает, родители должны позаботиться о том, чтобы так или иначе ему нашлась компания.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру