 Услуги специалиста
|
Избегать крайностей в воспитании ребенка
Вам нужно избегать как изнеживания ребенка, так и чрезмерной
требовательности в обращении с ним. Над тактикой "золотой середины"
иногда посмеиваются, но ничего лучшего мы вам в данном случае
рекомендовать не можем.
Что такое изнеженный ребенок? Это ребенок, не привыкший к усилию -
ни к физическому, ни к духовному, полагающий, что жизнь состоит
только из удовольствий, а доставлять ему эти удовольствия должны
другие. Изнеженный ребенок никогда не слышал требовательного голоса
близких - не удивительно, что и сам от себя он потребовать ничего не
в состоянии. Зато он очень хорошо знает, что капризы его
удовлетворяются - и капризам этим нет границ. Как образно сказал на
этот счет П.Ф. Лесгафт: "Сначала конфеты, потом конфеты с ромом,
потом ром с конфетами, и наконец чистый ром".
А вот ребенок, выросший в обстановке чрезмерной требовательности
(чаще всего она исходит от отца - в то время как неумеренная
нежность расточается, как правило, матерью). Если "изнеживание
расслабляет", писал Е.А. Аркин, то "суровость подавляет и
ожесточает". Действительно, требования, которые ребенок выполнить
просто не может, рождают в нем ощущение беспомощности, бессилия -
именно отсюда подавленность. Но рядом идет и опасная ожесточенность
- и по отношению к родителям, и по отношению ко всем вокруг.
Конечно, в дошкольном возрасте это только семена ожесточенности - но
слишком часто прорастают они уже в подростке; приходится ли нам
удивляться, когда, униженный и оскорбленный дома, ребенок начинает
вне его доказывать свое право никому не подчиняться, более того -
свое право самому чинить суд и расправу?
Нет, все-таки вам придется самим выработать меру ласки и
требовательности и постараться придерживаться этой меры.
Вы будете укреплять веру ребенка в себя, в свои силы. Воспитание с
помощью одергиваний, замечаний, сетований - дурное воспитание. Во
главу угла лучше поставить другое: отмечайте любое достижение
малыша, поощряйте его ласковой улыбкой, заинтересованностью,
одобрительным словом. Это не имеет ничего общего с изнеживанием.
Изнеживание совершенно равнодушно к движению ребенка вперед, оно не
ставит ни во что его достижения - их просто нечем отметить, и у
ребенка нет никакого стимула добиваться их.
Ощущение успеха важно для малыша - оно заставляет поверить в себя, а
значит, и стремиться к большему. Нельзя думать, что стремление
ребенка быть признанным - нечто нездоровое, свидетельствующее либо о
его ущемленности, либо о непомерных претензиях. Нет, это вполне
здоровое явление. Только те дети, которые притязают на что-то,
становятся активными личностями. Не будем считать, что если ребенок
стремится себя "показать", то это обязательно разовьет в нем
высокомерие, заносчивость; не будем его одергивать. Высокомерие и
заносчивость связаны прежде всего с отношением к другим детям - и
отношением неправильным, а вовсе не с собственным стремлением быть
признанным.
Итак, будем поощрять активность малыша, его достижения.
Но при этом позаботимся и о рациональной "организации достижений".
Что это значит? Важно, чтобы задачи, которые вы ставите перед
ребенком, были - при известном напряжении сил - разрешимыми для
него, чтобы ваши требования он мог выполнять. Чересчур сложные
задачи не будут решены - и вот уже горькое чувство неудачи. Одна
неудача, другая, и при всем доброжелательном вашем отношении к
малышу у него разовьется неуверенность, робость. И теперь он уже не
в состоянии преодолеть то, что вполне мог бы преодолеть...
Другая крайность также опасна. Если мы будем ставить перед малышом
только такие требования, которые легко выполнимы, у него сложится не
уверенность в себе, а самоуверенность. Дальнейшее не ясно - либо эта
самоуверенность превратится в стойкую и неприятную черту характера,
либо она при столкновении ребенка с подлинными трудностями будет
разрушена (это, может быть, и неплохо, но возникнет ли при этом
трезвый взгляд на свои возможности или на смену самоуверенности
придет опять-таки неуверенность?).
Уважение к людям у ребенка не придет само собой. Не стоит
рассчитывать на то, что малыш "от природы" предрасположен к
проявлению доброты и отзывчивости. Да, в нем заложена программа
"сотрудничества", он не в состоянии жить без других людей, но ведь
отношения, которые ребенок устанавливает с миром взрослых, а затем и
детей, могут приобретать совершенно различную окраску.
Первые месяцы жизни взрослые поневоле выступают как средство для
удовлетворения потребностей младенца, как орудие исполнения всех его
желаний. Но вам следует позаботиться о том, чтобы со временем, когда
ребенок стал на ноги (в прямом и в переносном смысле), у него
вырабатывались такие черты поведения, как умение ограничивать себя в
желаниях, умение считаться с желаниями других, сострадание,
отзывчивость, готовность поделиться игрушкой или лакомством с другим
ребенком, любовь ко всему живому. Естественная и непосредственная
любовь к близким людям должна дополниться уважением к ним, к их
труду.
Это большая и сложная программа. Выполнить ее можно при одном
условии - если малыш будет на доступном для него уровне включаться в
труды и заботы семьи. Одними словами вы не сделаете почти ничего.
Посильные трудовые задачи, несложные обязанности по дому не просто
способствуют росту умений и навыков ребенка (важна, разумеется, и
эта сторона) - он постепенно учится находить свое истинное место в
мире, понимать, что он один из многих; вместе с открытием своей
индивидуальности, вместе с осознанием себя как личности в нем
складывается и понимание ценности других людей. Это двуединый
процесс. Без уважения к другим людям нет подлинного уважения к себе. |