на главную страницу сайта

Проявление особенностей поведения детей


Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Психологические особенности детей - характер и темперамент

Темперамент и характер ребенка

Пожалуй, ни один психологический термин не употребляется нами в повседневной жизни столь часто, как термин "темперамент". Пожалуй, даже столь часто, что истинное значение его как бы перестает осознаваться.

Между тем темперамент - это действительно очень важная характеристика психологических особенностей человека. Естественно, у детей темперамент только складывается (и не всегда можно обнаружить те или иные его черты с такой ясностью, как у взрослого человека), но все мы знаем, что не бывает и двух одинаковых младенцев - один спокойный, другой - нет; один ярко выражает свои чувства, другой чуть улыбается, плачет редко; один невозмутим даже при сильных внешних раздражителях, другого беспокоит и складка в простынке...

Столь раннее проявление особенностей поведения заставляет думать, что эти особенности (а именно, как сильно, как продолжительно, как глубоко и остро реагирует ребенок на впечатления, поступающие извне) очень тесно связаны с особенностями самого организма.

Издавна делались попытки найти в поведении разных людей нечто общее, каким-то образом "классифицировать" их, а затем указать на природную основу, которая порождает это "единство в многообразии".

Хотя описание некоторых психологических особенностей различных темпераментов было сделано древними мыслителями более или менее верно, они не смогли дать им научного объяснения. Подлинно научный подход к особенностям темперамента не может не выдвигать на первый план особенности работы центральной нервной системы организма. Лишь она обладает способностью к управлению и контролю. Вот почему такое большое значение имели работы И.П. Павлова, впервые создавшего понятие о свойствах и типах нервной системы и показавшего, что именно тип нервной системы наиболее тесно связан с таким психическим качеством человека, каким является темперамент.

Как известно, И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы (силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов) и четыре основных сочетания этих свойств - четыре типа нервной деятельности, дающие как раз четыре традиционных темперамента (сильный уравновешенный подвижный; сильный неуравновешенный подвижный; сильный инертный; слабый). Опираясь на идеи И.П. Павлова, ученые продолжили поиски других свойств нервной системы и иных основных комбинаций этих свойств.

В настоящее время еще окончательно не сделаны выводы относительно числа основных типов нервной системы, а также относительно числа типичных темпераментов. Построить "систему элементов" поведения человека оказалось нелегко, работа эта продолжается...

Тем не менее для практического воспитательного подхода опора на традиционное представление о четырех типах темперамента может оказаться в ряде случаев полезной. Подчеркнем, что при этом приходится основываться лишь на описании повседневных проявлений поведения ребенка, а не на физиологическом исследовании типа нервной деятельности (правда, отдельным чертам темперамента и при этом описательном подходе можно найти основу в виде того или иного свойства нервной системы). Не стоит забывать также, что в чистом виде вам вряд ли удастся обнаружить темперамент - скорее всего будут преобладать лишь некоторые черты его.

... Ребенок довольно активен. Движения и мимика его богаты, разнообразны, живы. Он эмоционален, впечатлителен. Быстро "включается" в ситуацию и "выключается" из нее. Перед нами, скорее всего, сангвиник. Обычно считают, что с такими детьми легко управляться. Возможно. Но это не значит, что сангвиник - ребенок без уязвимых мест. Не исключено, что эмоции его неглубоки - вот вам повод задуматься, как углубить их. Подвижность ребенка может обернуться и недостатками характера - он оказывается неспособным (в большей степени, чем другие дети) сосредоточиться; выполняя задания, излишне поспешен; в характере намечается несобранность, поверхностность. Если нет интересного дела, становится "скучливым и вялым", как считал И.П. Павлов.

... Холерик. Ему свойственна очень высокая нервно-психическая активность. Действует весьма энергично. Движения, как правило, резки и стремительны. Переживания очень сильны, ярко выражены. Очень импульсивен (даже в большей степени, чем это свойственно дошкольнику). "Задорен", по словам И.П. Павлова. Если в воспитании не учитывать своеобразия темперамента, в ребенке развивается - вследствие недостатка уравновешенности - несдержанность, вспыльчивость. Если что-то задевает таких детей слишком сильно, они теряют контроль над собой.

Флегматик. Общий уровень его активности сравнительно низкий. "Переключается" трудно. Вообще медлителен и спокоен во всем - в движениях, в мимике, в речи. Чувства у него ровные (насколько возможно в этом возрасте), более постоянны и глубоки, чем у других детей. Из такого вырастает, отмечено И.П. Павловым, "упорный труженик жизни". Вполне возможно, что при нашем невнимании у флегматика закрепится склонность делать лишь то, к чему он привык, - от всего нового, неожиданного он будет отталкиваться. А ровность чувств перейдет в бедность их и слабость. Вообще, когда мы видим чрезмерно "вялого" ребенка (хотя и здорового), то это, скорее всего, флегматик, которого воспитывают без учета особенностей его темперамента.

... Меланхолический темперамент - активность ребенка просто мала. Движения и речь как бы "приглушены". Очень чувствителен. Чувства свои выражает заметно слабее, чем другие дети, но сами чувства, напротив, у него более устойчивы и глубоки, чем у них. Если мы не будем смягчать крайности проявления черт этого темперамента, возникнет опасность, что у ребенка разовьется такая эмоциональная ранимость, которую впору считать болезненной, появится замкнутость, отчужденность, склонность тяжело переживать (и все внутри!) такие вещи, которые того совсем не заслуживают...

Уже из этого краткого обзора видно, что вряд ли возможно говорить о "хороших" и "плохих" темпераментах. Само существование разных темпераментов должно, скорее, навести нас на мысль, что важно именно "неединообразие" людей, что обладатели разных черт и свойств вносят свой особый вклад в деятельность человеческого общества.

И это не просто утешительные слова. Так, например, невозможно считать такие свойства нервной системы, как слабость (в противоположность силе) и инертность (в противоположность подвижности), просто отрицательными, а черты темпераментов, которые могут складываться на их основе, подлежащими скорейшей переделке.

Итак, о "хороших" и "плохих" темпераментах невозможно говорить не только потому, что все зависит от условий воспитания (при неправильном подходе хорошее может обернуться плохим, а при умелом воздействии влияние плохих черт будет перекрыто). Дело еще, как мы видели, в том, что просто плохих черт темперамента (связанных со свойствами нервной системы) нет - эти на первый взгляд чисто отрицательные свойства несут в себе исключительную ценность.

Поэтому, когда мы говорим о правильном подходе родителей к детям, мы имеем в виду лишь необходимость "сбалансирования" действия тех или иных черт темперамента, а вовсе не "искоренения" их.

Что же может служить здесь ориентиром? Воспитание характера. Характер - это психическое образование более высокого порядка, нежели темперамент: становление характера неразрывно связано со становлением личности во всем богатстве содержания ее жизни - мировоззрения, взглядов, убеждений, интересов.

Именно поэтому сильный характер вовсе не обязательно принадлежность ребенка с сильной нервной системой. При тепличном, изнеженном воспитании у такого ребенка совершенно не исключена именно слабохарактерность. А вот у типичного меланхолика, которого родители воспитывали в духе настойчивости, умения достигать поставленных целей, стоять на своих убеждениях, если они верны, сложится сильный характер (несмотря на то, что в числе свойств его нервной системы мы, скорее всего, обнаружим слабость).

И если мы видим ребенка несдержанного, лишенного самообладания, это еще не значит, что имеем удовольствие познакомиться с холериком, - перед нами, быть может, "легковоспитуемый" сангвиник, к воспитанию которого и в самом деле подходили с излишней легкостью. И напротив, холерик, который растет, учась считаться с окружающими, усваивая полезные правила сдержанности и вежливости, никогда не проявит этих черт характера. Так что свойство несдержанности стоит приписать характеру, а не темпераменту.

Другое дело, что те или иные особенности темперамента (при неправильном воспитании) могут с большей легкостью найти выражение в нежелательных чертах характера. Но, повторяем, никакой неизбежной предопределенности здесь нет - наблюдательные, вдумчивые и последовательные в своих усилиях родители сумеют предупредить развитие нежелательных черт характера и, напротив, способствовать росту общественно ценных.

Иными словами, мы вправе говорить о воспитании темперамента. Влияние условий жизни - в этом мы убеждаемся снова и снова - определяет и развитие черт темперамента, несмотря на то что они, видимо, теснее, чем любые другие психические качества, связаны со свойствами нервной системы.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру