на главную страницу сайта

Детская талантливость и темп развитие ребенка


Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Опережение ребенком своего возраста и его будущее

Темп развития и будущее ребенка

Многие родители придают исключительно большое значение самому темпу развития ребенка, ревниво следя за тем, чтобы он буквально ни в чем не отставал от сверстников, а по возможности и опережал их. Что ж, когда речь идет о задержках развития, повышенное внимание к темпу вполне оправданно. Если ребенок не переходит вовремя к ролевой игре, не овладевает предметным рисованием, не усваивает простейших математических представлений, это должно насторожить родителей, должно побудить их выяснить причину задержки развития.

Такими причинами могут оказаться как неблагоприятные условия и особенности воспитания (педагогическая запущенность), так и дефекты нервной системы (умственная отсталость ребенка, нарушение слуха).

Сложнее обстоит дело, если речь идет об опережении среднего темпа, о необычайно раннем развитии. Предположим, ребенок уже до 3 лет овладевает чтением и счетом, у него появляются интересы, обычно этому возрасту не свойственные, к технике, к математике, к географии, к компьютерным программам, и он начинает делать быстрые успехи в этих областях, усваивая уже в дошкольном возрасте умения и навыки, входящие в школьную программу. Часто родители таких детей теряются. Одни пытаются затормозить раннее развитие, опасаясь, что оно повредит здоровью ребенка; другие, напротив, всячески способствуют ему в приятной надежде вырастить гения; третьи просто пускают все "на волю волн".

Первое, что следует сказать: необычно быстрый темп развития сам по себе никаких оснований для беспокойства не дает. Единственное, чего следует опасаться, - весьма вероятной в подобных условиях односторонности, ухода ребенка в какую-то одну область в ущерб остальным. И конечно же, нельзя захваливать малыша, выставлять его напоказ.

Что касается прогноза, то он может быть разным. В одних случаях за ускоренным темпом развития скрываются действительно незаурядные способности. В других (это бывает чаще) темп развития постепенно замедляется и ребенок становится самым обыкновенным, сохраняя, впрочем, достаточно высокий общий уровень умственного развития.

Необычно высокий темп развития часто представляется окружающим чем-то вроде чуда (между прочим, "вундеркинд" - слово немецкое, по-русски это звучало бы как "чудо-ребенок" ). Взрослым кажется, что ребенок сам неведомо как овладевает грамотой или математикой. Однако на самом деле его, конечно, всему этому учат именно взрослые, хотя часто стихийно, неосознанно и не систематически. Другое дело, что здесь проявляется разный уровень обучаемости. То, что от обычного ребенка требует длительных усилий, "вундеркинд" схватывает с полунамека.

"Детская талантливость (в живописи, в поэзии, в музыке), - писал К. И. Чуковский, большой знаток творчества детей, - очень часто иссякает с годами, и я знаю немало двенадцатилетних поэтов, которые через 7 лет, утратив поэтический дар, становились отличными конструкторами, моряками, геологами".

Это в такой же мере относится к успехам детей в области математики, физики, биологии.

Один из выдающихся математиков, многие годы отдавший воспитанию одаренных детей, академик А. Н. Колмогоров отмечает, что "ранние детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании старшими".

Психолог Н. С. Лейтес, который посвятил специальное большое исследование детям, проявлявшим, казалось бы, выдающиеся умственные способности, приходит к выводу, что "опережение ребенком своего возраста еще не дает надежных оснований для суждения о его будущих возможностях, а отсутствие раннего развития не исключает вероятности последующего подъема".

Когда ребенок, подававший большие надежды, не оправдывает их, вряд ли можно говорить об исчезновении уже появившегося таланта. Просто впечатление талантливости, больших способностей возникает из-за того, что дети в каком-то отношении опережают сверстников, но потом темп развития снижается и то, что было удивительным для ребенка, выглядит совершенно заурядно для взрослого человека.

Да, "раньше" и "лучше" не одно и то же. Возможно, способствуя раннему обучению ребенка, используя высокий темп развития, мы и получаем выигрыш в сроках усвоения специальных знаний, в формировании соответствующих способностей (часто, впрочем, недолговечный). Но не проигрываем ли в том, что раньше времени, не успев обогатить личность ребенка, уходят из его жизни детские виды деятельности - игра, рисование, конструирование?

И об этом следует помнить честолюбивым родителям.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру