на главную страницу сайта

Терпеливо и последовательно обучать ребенка


Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Психическое развитие ребенка от рождения до зрелости

Этапы развития ребенка

Разнообразными действиями - и внешними, и внутренними - ребенок овладевает под влиянием обучения и воспитания. Но это не значит, что все зависит лишь от желания взрослого. Ребенок не может в любой момент усвоить любые действия, небезразличен и порядок, в котором он их приобретает. Причин этого две.

Во-первых, очевидно, что более сложное действие останется недоступным, пока не усвоено более простое. Прыгать можно научиться лишь после того, как научишься ходить. Устанавливать кубик на кубик - после того, как будешь уверенно отличать по форме кубики от шариков. Складывать числа - после того, как поймешь, что 6 больше 5, а 2 меньше 3. И ни к чему хорошему не приводят попытки взрослых заставить малыша "перепрыгнуть" через неизбежные этапы сложности или их стремление "подсадить" ребенка на следующую ступеньку, в то время как он еще неуверенно чувствует себя вот на этой. В лучшем случае новые действия будут усвоены чисто механически, без всякого смысла и пользы. Самый верный путь - терпеливо и последовательно вести малыша от одного этапа к другому.

Во-вторых, ребенок - это вовсе не некое пассивное существо, в которое взрослый, не считаясь с его потребностями и интересами, просто вкладывает все, что заблагорассудится.

Взрослый, воспитывая, обучая малыша, должен считаться с особенностями его поведения на данном этапе.

Тут есть свои закономерности.

Психическое развитие ребенка от рождения до зрелости проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов. Каждый из таких периодов выделяется по ведущей деятельности. Их на протяжении первых семи лет психологи выделяют три - это общение, предметная деятельность, игра.

Когда мы говорим "ведущая деятельность", это не означает, что поведение ребенка сводится к чему-то одному. Более того, ведущая деятельность может сама по себе занимать по времени более скромное место, чем все остальное. Позволим себе заглянуть на несколько лет вперед, чтобы привести свидетельство, очевидное для всех. Учение - главное в жизни младшего школьника ("учебная деятельность под руководством учителя - ведущая деятельность"), но первоклассник учится лишь несколько часов в сутки, остальное время он играет, рисует, помогает маме... И тем не менее учение остается главным, ведущим, самым типичным, самым важным на данном этапе развития ребенка.

Первый год жизни. Практически ни одной своей потребности младенец не может удовлетворить без взрослого. Мать кормит ребенка и ухаживает за ним. Только через взрослого ребенок набирается впечатлений - ведь сам он перемещаться не может, его носят, переворачивают, поднимают; с ним разговаривают, около него гремят погремушкой; ему дают игрушку, чтобы он схватил ее. В общем, взрослый оказывается главным в мире, окружающем ребенка.

Не удивительно, что мы наблюдаем у младенца потребность в постоянном, непосредственном, эмоциональном контакте со взрослым. И соответственно этому ведущая деятельность в младенческом возрасте (пусть это звучит слишком научно применительно к столь нежному существу) - общение.

Эмоциональное общение ребенка со взрослым возникает еще до того, как ребенок овладел хотя бы самыми простым и действиями с предметами. Младенец еще не понимает обращенных к нему слов, но откликается на эти слова. Он не понимает поведения взрослого, но радуется его появлению, приближению, улыбке.

Идет время, у ребенка появляется интерес к предметам, входят в жизнь первые игры. Но вот любопытное наблюдение. Младенцу показывают привлекательную игрушку. Она совсем рядом с ним, он тянется к ней немедленно. Чем дальше мы будем отодвигать игрушку, тем меньше будет интерес к ней. Если она окажется достаточно далеко - примерно в метре, ребенок окончательно перестанет реагировать на нее. Однако если рядом с игрушкой появляется взрослый, ребенок снова тянется к ней, снова хочет ее достать, как и тогда, когда игрушка находилась вблизи. Взрослый как бы оживляет ситуацию, в которой действует младенец. При этом окружающие предметы становятся максимально притягательными...

То же происходит и с игрой - участие в игре взрослого сначала вызывает радость и оживление у ребенка, и лишь со временем начинает доставлять удовольствие сама игра.

Вот почему педагоги и психологи так настаивают на важности непосредственного общения взрослого с ребенком в первые месяцы - в этом общении вся жизнь ребенка, здесь ключ к его развитию.

Но постепенно у ребенка вырастает потребность не в простом эмоциональном контакте со взрослым, но в совместном действии с ним. Интерес, обращенный к взрослому, переносится и на предметы. А ведущей деятельностью после года становится предметная деятельность. Но самостоятельно малыш не может постичь мир вещей.

Понятно, какие-то свойства предметов можно открыть самому - форму, цвет, тяжесть. Но главное в предмете - как он употребляется человеком. А вот это уже можно открыть, только подражая действиям взрослого, только получая от него сведения о вещах и явлениях, только используя эти предметы. Мы передаем ребенку человеческий опыт действий с предметами. Сделать это можно с помощью языка. Так развитие речи порождается необходимостью общаться со взрослым. А само развитие речи делает возможным вообще все дальнейшее психическое развитие...

Следующий шаг в развитии психики ребенка - переход к ролевой игре. Она - выражение новой ступени потребности ребенка во взрослом - малышу уже мало просто общаться со взрослым, ему мало и действовать вместе с ним. Он хочет быть "как взрослый", жить общей жизнью со взрослыми. Но ведь он не может быть взрослым на самом деле - и вот он начинает играть во взрослого, выполнять его роль. ОН заменяет настоящие вещи игрушками и "властвует" над ними, как взрослый властвует над настоящими вещами... Ролевая игра как ведущая деятельность сохраняет свое значение вплоть до школьного возраста.

Потребности и интересы ребенка всегда связаны со взрослыми. Эта связь приобретает лишь новые формы в ходе развития. Развивается, усложняется потребность ребенка во взрослом - происходит смена ведущей деятельности.

Заметим еще, что само по себе усвоение ребенком новых действий не обязательно приводит к новому виду деятельности. Так, довольно рано можно научить малыша действиям с игрушками - качать куклу, укладывать ее в кроватку, одевать, возить машинки. Но возникает ли из этого ролевая игра? Не обязательно. Она не возникает, если у ребенка не сложился интерес к взрослой жизни, если нет у него стремления стать взрослым, в доступной форме выполнять функции взрослого человека - мамы, папы, строителя, шофера.

В ведущих видах деятельности ребенка складываются наиболее важные для каждого возраста действия, психические качества, свойства личности. Но, как мы уже сказали, ведущие не значит единственные. Свой вклад в психическое развитие вносит многое.

Так, в возрасте от 3 до 7 лет ребенок не играет двадцать четыре часа в сутки. Он рисует, лепит, занимается аппликацией, конструирует (психологи называют эти виды деятельности продуктивными). Он может выполнять отдельные учебные задания, трудовые поручения (хотя и учение, и труд - это пока для него не самостоятельные виды деятельности; учение, т. е. целенаправленное и систематическое усвоение знаний, - задача школьного возраста, а труд, т. е. участие в общественном производстве, - дело взрослых людей).

Каждый вид деятельности по-своему сказывается на психическом развитии ребенка.

Так, игра очень важна для развития мышления и воображения детей. В игре усваиваются правила поведения. она помогает становлению взаимоотношений ребенка с другими детьми. В то же время игра более или менее "безразлична" к развитию восприятия. Другое дело - рисование или конструирование. Хорошо нарисовать предмет или воспроизвести в конструкции сложный образец можно лишь в том случае, если хорошо обследовал его, полно и точно познакомился с его особенностями. В этом смысле рисование и конструирование - неоценимый инструмент развития детского восприятия.

Вообще, понимая значение "главного в жизни", родители должны стремиться к тому, чтобы деятельность их малыша была богатой, разнообразной, полнокровной.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру