на главную страницу сайта

Как воспитывать ребенка


Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Наблюдать за ребенком

Наблюдение за ребенком

Как и всякая наука, детская психология начинает с наблюдения. Казалось бы, нет ничего проще - дети так многообразны в своих проявлениях, только успевай фиксировать факты! Но тут сразу возникает множество сложностей.

Прежде всего - какова цель наблюдения? Невозможно ведь наблюдать все подряд, невозможно отмечать каждое движение и каждое слово ребенка. Поэтому даже так называемые сплошные наблюдения (которые ведутся в течение длительного времени и охватывают многие стороны поведения ребенка), конечно же, не сплошные в буквальном смысле этого слова. Они более или менее избирательны: отмечается только то, что наблюдатель считает важным, значимым, особенно то, в чем можно увидеть проявление у ребенка новых черт поведения, новых психических качеств, новых возможностей.

Результаты таких наблюдений, как правило, сохраняются в виде дневников. Здесь хочется подчеркнуть, что важным источником фактов, проливающих свет на закономерности психического развития детей, могут быть не только дневники специалистов, но и родительские дневники. Исследователи ссылаются в своих трудах не только на дневники психологов (такие, например, как "Дневник развития ребенка" Н. А. Менчинской и "Близнецы" В. С. Мухиной), но и на записи матерей, которые не были специалистами в области психологии (среди них отмечают книги А. Д. Павловой, Э. И. Станчинской).

Немало материалов такого рода публикуется на страницах семейных журналов и интернет-порталов. Иногда записи отцов и матерей охватывают несколько лет, иногда касаются более коротких отрезков времени, на которых внимательные родители сумели разглядеть что-то примечательное ... Иногда это вполне бесхитростные документальные свидетельства, иногда - наблюдения, пропущенные через призму острого писательского видения (таковы записи замечательного детского писателя Н. Н. Носова "Повесть о моем друге Игоре" или Л. Пантелеева "Наша Маша").

Так что "вклад в науку" в этой области может внести каждый, ведя систематические наблюдения за своим ребенком. Но важнее, конечно, другое - такой постоянный и последовательный интерес родителей к поведению малыша, к проявлениям его психического развития, к результатам собственных "педагогических воздействий" дает возможность воспитывать ребенка более трезво, осмысленно, с нужной долей самокритичности. Постарайтесь вести дневник развития вашего ребенка!

Конечно, в нем вы будете отмечать то, что показалось вам примечательным в действиях малыша, в его высказываниях, в его играх и рисунках ... Наверное, у вас будут возникать и какие-то свои суждения и размышления по поводу того, что вы наблюдаете. Постарайтесь быть объективными - отделяйте свои предположения и выводы от описания внешних проявлений поведения ребенка.

Это порой сложно. Вот ребенок смеется шутке. Но почему он смеется? Он понял ее? Или засмеялся "за компанию", потому что засмеялись все? Истолковать увиденное правильно удается не сразу. Хорошие наблюдатели ведут как бы параллельный дневник - записывая отдельно то, что они непосредственно наблюдают, а рядом - возможное истолкование.

Существуют также не сплошные наблюдения, а выборочные. Самоограничение наблюдателя позволяет ему исследовать какие-то черты развития ребенка особенно тщательно.

Классическим образцом выборочного наблюдения считается наблюдение, которое вел Ч. Дарвин за развитием своего сына. Полученный при этом материал он использовал затем в книге "Выражение эмоций у человека и животных". Другой пример - работа лингвиста А. Н. Гвоздева, который в течение восьми лет изо дня в день фиксировал речь собственного сына. На основе этих записей возникла книга "Формирование у ребенка грамматического строя русского языка".

Кстати, в том, что касается наблюдений за развитием речи детей, роль отца и матери может быть особенно велика. Доктор филологических наук А. А. Леонтьев, подчеркнув огромное значение изучения детской речи и для педагогики, и для лингвистики, обратился к тем, кто слышит эту речь чаще других, к родителям: " ... Чтобы внести вклад в науку о детской речи, совсем не нужно быть лингвистом и психологом. Достаточно быть просто-напросто внимательным и наблюдательным человеком. До сих пор чуть ли не каждый исследователь детской речи ссылается на дневники отцов и матерей, где изо дня в день описывалось, что, когда и как сказал ребенок ... Вы тоже можете помочь науке о детской речи. Существенное значение имеет наблюдение за тем, как говорит ваш ребенок, когда и в какой последовательности он начинает употреблять слова, как он овладевает грамматическим строем родного языка. Чем систематичнее и подробнее будут ваши записи, тем они будут ценнее. Особенно интересны данные о самом начале детской речи - примерно от года до двух с половиной - трех лет".

Вообще надо сказать, что родители в некотором отношении находятся в более выгодном положении, чем специалисты. Ведь если ребенок чувствует или знает, что за ним наблюдают (или просто видит человека, к которому привык мало), его поведение теряет естественность, непринужденность. Поэтому исследователю приходится "прятаться" от детей, прибегая к всевозможным техническим ухищрениям, - скажем, использовать телевизионные камеры, отгораживаться специальными стеклами, которые пропускают свет только с одной стороны ... Или же он должен долго "включаться в общество" детей, поведение которых изучает. Отец и мать в этом смысле имеют известные преимущества по сравнению со "сторонним" наблюдателем.
 

Исследовать ребенка

При всем значении наблюдений (особенно в первые годы жизни ребенка) основным методом изучения психического развития ребенка все-таки является эксперимент. Разумеется, речь в детской психологии идет об экспериментах, которые ни в коей мере не могут оказать нежелательного влияния на ребенка. Каждый ребенок - это неповторимый и потому бесценный мир, и проводить эксперименты, могущие принести вред детям, совершенно безнравственно и недопустимо. В этом смысле психология подобна медицине.

Но кроме этого, главного ограничения - "Не вредить!" - детская психология вынуждена считаться с тем, что эксперимент часто смазывает живую картину поведения ребенка. Непривычные условия, в которых проходит эксперимент (а если при этом еще применяется специальная аппаратура!), могут смутить ребенка, и он будет отказываться от выполнения задания или отвечать наугад.

В начале прошлого века русский психолог А. Ф. Лазурский выдвинул идею естественного эксперимента, который принимал бы форму привычных и привлекательных для ребенка занятий - игры, рисования, конструирования. В лабораторию детского психолога вошла жизнь.

... Надо исследовать глазомер ребенка. Пробовали просто показывать трехлетним детям две палочки разной длины, чтобы они сказали, какая длиннее. Задание было явно неинтересным для детей, и чаще всего они отвечали невпопад, не глядя на палочки. Тогда под обеими палочками поместили кнопки, а на столик поставили электрифицированную игрушку - собачку, играющую на металлофоне. К этой игрушке каждый раз подключалась та кнопка, которая находилась под более длинной палочкой. Ребенку говорили: "Сейчас ты будешь угадывать, как сделать, чтобы собачка заиграла. Если ты нажмешь на ту палочку, которая длиннее, собачка обрадуется и начнет играть". И вот такое изменение формы эксперимента произвело магическое действие. Все дети внимательно рассматривали палочки, старательно выбирали нужную и, если собачка начинала играть, радостно кричали: "Вот, я правильно нажал, она играет!"

... Исследуют память ребенка. Для этого ему предлагают запоминать слова, причем делают это в двух разных ситуациях. Первая ситуация - игра. Экспериментатор брал на себя роль заведующего детсадом, его помощник - заведующего магазином. Испытуемый-дошкольник получал важное поручение: "Вот тебе деньги, сходи в магазин и купи ... " И перечислялось, что именно надо купить - это и были слова, которые надо запомнить, - конфеты, крупу, мяч, краски, капусту, молоко ... Маленькому покупателю вручались "деньги", корзинка, и он отправлялся в магазин. Завмаг спрашивал его: "Что тебе поручено купить?" Малыш отвечал, а помощник экспериментатора отмечал, какие слова вспомнил испытуемый.

Вторая ситуация - занятия. Экспериментатор просил ребенка внимательно слушать слова, чтобы потом вспомнить их как можно больше (слова были такими же по трудности). И что же оказалось? В игре ребенок запоминает гораздо больше слов, чем в искусственно созданной ситуации занятий!

Игра дает результат и тогда, когда приходится прибегать к помощи исследовательской аппаратуры, которая могла бы и напугать малыша. Задача - записать движения глаз и другие реакции ребенка; для этого надо к разным частям тела прикрепить электроды с проводами. Выход? Игра в космонавтов, летчиков и т.д.! Тогда все эти очки с электродами и провода - часть космического снаряжения.

Но предоставим заниматься экспериментальными исследованиями ребенка специалистам. Родителям же больше пользы принесут систематические наблюдения за своими детьми, в особенности если они будут сочетать эти наблюдения с внимательным изучением педагогики, психологии и физиологии ребенка, что позволит им составить правильное представление о движущих силах и закономерностях детского развития, о роли воспитания в этом развитии.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Чтобы воспитывать ребенка - надо его знать


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру