На главную | Публикации | Исправление речи

Воспитание и развитие детей и подростков, семейные отношения


Исправление фонетической стороны речи у детей и подростков




Звукоизоляция и утепление домов, построек, помещений и инженерных систем.
Грамотный выбор материалов и конструктивных схем, надёжный монтаж.
Сопутствующие ремонтно-строительные и восстановительные работы.


Сознательный контроль за резонансом

Для сознательного контроля за резонансом сразу после овладения артикуляцией гласных звуков упражняются в произнесении их по контрасту. Вначале ребенок учится распознавать на слух, с каким резонансом (носовым или ротовым) произносит гласные звуки логопед. Затем сам за логопедом повторяет эти звуки, меняя резонанс. Для привлечения внимания к кинестезиям резонанса пальцами одной руки ребенок касается переносицы, а ладонь другой кладет на грудь у основания шеи. Произнося звуки, направляет резонанс то к пальцам, то к ладони.

После усвоения этих упражнений можно отказаться от повторения гласных звуков с носовым резонансом, но обязательно следует продолжать слуховые дифференцировки, а также дифференцировки ребенком его собственного резонанса.

Произнесение гласных звуков (изолированных, в сочетаниях по два и по три) - с утрированной открытой артикуляцией продолжается несколько недель. Эти упражнения служат разминкой в начале каждого занятия и помогают настроить ребенка и его голосовой аппарат на фонацию со сбалансированным резонансом.

Звукосочетания приходится подбирать индивидуально. Так, если ребенок научился чисто произносить изолированные у, и, но назализует их в звукосочетаниях, то последние следует составлять так, чтобы гнусавые гласные оказывались после или между а, э. Тогда при слитном произнесении гласных ребенок на втором звуке только меняет положение губ, удерживая манеру фонации и резонанс первого звука.

Овладение произнесением гласных звуков со сбалансированным резонансом позволяет переходить к изолированным йотированным звукам.

Известно, что при ринофонии и ринолалии имеется тенденция перенесения в слове носового резонанса звука на последующий. То же самое происходит и с эмиссией воздуха в нос - glavsovet.ru. Это и создает впечатление смазанности речи. Чтобы затормозить указанные явления и научить ребенка сохранять ротовой резонанс, приходится упражняться в произнесении звукосочетаний с согласными в интервокальной позиции: гласный - согласный - гласный. Разумеется, упражняются только правильно артикулируемые согласные. Звонкие сонорные и фрикативные звуки включаются в упражнения в следующей последовательности: м, и, л, р, в, з, ж. Звукосочетания произносят слитно, плавно, с протяжной фонацией на равноударных гласных.

Сформированные предыдущим упражнением кинестезии позволяют приступать к повторениям изолированных слов, начинающихся на ударные гласные звуки. Эти слова должны включать как можно больше сонорных и звонких фрикативных согласных в интервокальной позиции. Упражнение закрепляет кинестезии сбалансированного резонанса в сочетании с физиологичной манерой фонации.

Анна Эмма Оля Уля Инна
Алла Элла олово улей Ира
ария эхо озеро умный иней
Азия это облако узел имя
армия эпос осень ужин ива


Причем если для детей с ринофонией нет ограничений в подборе материала, то при ринолалии количество слов будет регламентировано, поскольку в упражнения включаются только правильно артикулируемые согласные звуки.

Упражнение со звуком составляется по тому же принципу.

яма ели ежик Юля
ялик ехал ершик юмор
явно ельник емкий юный
яблоко если елка южный


Координации резонанса, фонации и дыхания добиваются при произнесении фраз. Поскольку при ринолалии имеются значительные отклонения речевого дыхания, дидактический материал усложняется постепенно - glavsovet.ru. Начинаются тренировки со словосочетаний из двух слов и спряжений глаголов, состоящих из звонких фрикативных и сонорных согласных. Словосочетания произносятся плавно, напевно, с утрированно открытой артикуляцией гласных звуков и расслабленными артикуляциями согласных. Основное внимание уделяется согласованности фонационного нижнереберного или диафрагмального выдоха с синтагмой.

Примеры словосочетаний: Вон Аня. Вон Оля. Вон Уля. Умная Оля. Умная Аня. Умная Уля. Мила ела. Оля играла. Элла мыла. Узкая улица. Узкое облако. Очень узкий. Очень умный.

Спряжение служит основой для увеличения количества слов в фразе, которое растет от занятия к занятию. Приводим несколько коротких фраз, пригодных для спряжения с распространением предложения:

Я мыл(а) Милу.
Я нарезал (а) лимон
я съел(а) сметану
Я мел (а) пол.
Я жалею Женю.
Я ел(а) малину.
Я вел(а) Вилю.
Я вылил(а) воду.
Я живу на восьмом этаже.


Распространение фразы проводится постепенно, например: Я поливал(а). Я поливал(а) левкои. Я поливал(а) левкои водой. Я поливал(а) левкои теплой водой. Я поливал(а) левкои теплой водой из лейки.

При правильном выполнении упражнений голос ребенка звучит звонко, громко, без носового оттенка. Далее остается приучить выполнять все логопедические речевые упражнения на правильном голосоведении и ввести этот навык в спонтанную речь. Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких коротких скороговорок и стихов с опорой на соноры.

Принцип подбора скороговорок и стихов одинаков: фразы, из которых они построены, должны быть короткими, включать только правильно произносимые фонемы, в них должно быть достаточное количество соноров и звонких фрикативных согласных.

Скороговорки и стихи ребенок вначале повторяет за логопедом по одной фразе. Слова произносит слитно, слегка нараспев, утрируя соноры. Примерами пригодных для тренировок скороговорок могут служить следующие:

На мели мы налима ловили.
Наловил Валерий два ведра форели.
Нил поймал линей: один мал, два длинней.
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
У Маши на кармашке маки и ромашки.
Дед Данила делил дыню. Дольку - Диме, дольку - Дине.


Дошкольники с нормальным голосовым аппаратом, сохранными кинестезиями и развитым фонематическим слухом, при достаточно длинном и подвижном мягком нёбе к этому моменту коррекционно-воспитательной работы спонтанно переходят на правильное голосоведение в спонтанной речи. Им можно приступать к вокальным упражнениям для расширения диапазона и увеличения силы голоса.

Если же ребенок произносит упражнения неправильно - сдавленным, тихим голосом, с носовым оттенком, следует установить причину этого. Ею могут быть снижение речевых кинестезии, расстройство фонематического слуха, тугоухость, ослабление направленной воздушной струи, ограниченное открывание рта, значительное укорочение нёбной занавески или недостаточная ее подвижность - glavsovet.ru. Крайне редко причиной плохого голоса детей младше 7 лет с врожденными расщелинами нёба бывают заболевания голосового аппарата. В любом из этих случаев логопеду следует провести соответствующую коррекционную работу, а затем вновь вернуться к начальным фонопедическим упражнениям.

Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче всего достигнуть вокальными упражнениями. Каждое занятие III и IV этапов начинают с распевания терций или трезвучий на гласные звуки или протяжное произнесение звука м в «маску». При этом меняют тональность, поют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя постепенно к форте, и наоборот. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок. Музыкальные фразы, пригодные для увеличения силы и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны отвечать следующим требованиями:

1) быть простыми и легко запоминающимися;
2) обладать легким ритмическим рисунком, не требующим слишком длинного выдоха;
3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия;
4) мелодия фразы обязательно должна быть построена на интервалах не меньше терции;
5) петь можно только в речевом диапазоне, т. е. песню следует протранспонировать на основной тон голоса обучающегося, поскольку такое пение не вызывает перенапряжения голосовых складок.


Доступные цены на устройство теплоизоляции и звукоизоляции - Москва и область.
Индивидуальный план-график работ, детальный расчёт материалов, качество.



к оглавлению раздела
Исправление фонетической стороны речи у детей и подростков


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2019 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру