На главную | Публикации | Исправление речи

Воспитание и развитие детей и подростков, семейные отношения


Исправление фонетической стороны речи у детей и подростков




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Голосовые упражнения до операции

Голосовые упражнения до операции сводятся к обучению ребенка удлиненному произнесению звука м на основном тоне голоса. Ребенок выполняет упражнение, не напрягая гортани и контролируя резонанс. Характер регистра - головной или грудной - связан с возрастом. Для дошкольников физиологичен головной регистр. Позднее эта манера фонации вводится в закрытые слоги с редуцированными гласными: мам, мом, мум, мым, мэм. Тренировки проводят по 3 раза подряд 6 раз в день в течение всего этапа.

При здоровом голосовом аппарате можно приступать к постановке гласных звуков и вокальным упражнениям еще до операции.

Хотя известно, что именно гласные придают голосу назальный тембр при ринофонии, часто создается впечатление, что все дети (за исключением наиболее тяжелых - glavsovet.ru) артикулируют их правильно. Однако язык при артикуляции также сдвинут в глубину полости рта, а губы повышенно активны. Коррекция гласных предусматривает продвижение языка к нижним зубам и произнесение их на диафрагмальном выдохе в грудном регистре. Уменьшение участия головного резонатора в фонации сразу заметно уменьшает носовой резонанс голоса еще до операции. Начинают с протяжного произнесения гласных а-а~а, э-э-э на мягком выдохе в грудном регистре. Ребенок сидит, опираясь спиной на спинку стула, слегка опустив подбородок и положив ладонь на грудь для тактильного контроля. Ступни ног параллельно стоят на полу. При правильном выполнении упражнения ощущается мелкая вибрация грудной клетки. Это упражнение трудно объяснить, поэтому логопед несколько раз демонстрирует его, а в дальнейшем делает вместе с ребенком. Начинают произнесение гласных с 2-3 раз и доводят до 5 повторений каждого звука 4-5 раз в день в течение месяца.

Постановка гласных начинается с а и э, которые к этому л времени достаточно отработаны артикуляционными упражнениями. Далее переходят к гласным о, и, у, ы. Этот порядок прохождения звуков основан на изменении силы, необходимой для удерживания сегментов нёба в горизонтальном положении, и на возрастании объема глоточной полости при артикуляции гласных, из которых у, и обладают наиболее выраженным носовым резонансом как при изолированном произнесении, так и в потоке речи.

Когда ребенок научится протяжно произносить в грудном регистре изолированные гласные, можно переходить к напевному, слитному произнесению сочетаний гласных вначале из двух, а затем из трех звуков:

аэ эа оа аоа эаэ оаэ
ао эо оэ аэа эао оао
ау эу оу ауа эау оау


Сочетания не начинают с у, и, ы, так как добиться их относительно чистого звучания не удается. При наличии же функционального глоточного обтуратора упражнение отрабатывается со всеми гласными.

Сначала гласные произносят голосом средней высоты на одном тоне, затем расширяют диапазон. Упражнения произносят то низким голосом - «медведь», то высоким - «белочка», то средним - «лиса». Но чаще обращаются к средним тонам, поскольку они наиболее естественны для ребенка и вместе с тем резонируют в грудной клетке. Маленькие дети очень охотно поддерживают эту игру. Часто они начинают импровизировать, подавая «голоса» разных животных, причем довольно точно меняя высоту голоса. Они даже пытаются передать характер животного: «добрый медведь - злой медведь». Такие игры следует поощрять, поскольку благодаря им развивается интонация и улучшаются слуховые дифференцировки.

По мере овладения фонацией гласных в грудном регистре их включают в вокальные упражнения. До операции вокальные упражнения стимулируют подъем сегментов мягкого нёба, подвижность задней стенки глотки, удлиняют выдох. Вокальные упражнения I этапа сводятся к пению гласных звуков в диапазоне терции.

Еще до операции необходимо готовить артикуляционный аппарат к правильному звукообразованию. Это позволит затратить минимальное количество времени на коррекцию звуков после уранопластики и предотвратить приспособление дефектных навыков к новым условиям.

Процесс активизации артикуляционного аппарата занимает длительное время. Приходится тренировать подвижность губ и щек, добиваться их укрепления, смещать вперед язык, укреплять его кончик и опускать корень. Изменение положения языка в полости рта влияет на искажение речи больше, чем недостаточность нёбно-глоточного смыкания - glavsovet.ru. Перемещение языка в значительной степени определяет эффект всей работы, поскольку это создает условия для постановки правильной артикуляции, понижения носового резонанса голоса, нормализации фонационного дыхания, уменьшает глоточные смыкания. Поэтому данному разделу работы приходится уделять пристальное внимание. Разъясняя любое упражнение, обязательно уточняют позицию языка и следят за его положением. Кроме того, назначают ряд специальных артикуляционных упражнений.

При общей неловкости, напряженности или вялости языка начинают с обычной артикуляционной гимнастики. Ребенок учится высовывать язык, убирать его, поднимать и опускать, двигать вправо-влево, расслаблять «блинчиком» и напрягать «жалом». При этом максимально опираются на непроизвольные движения. Дотягиваются до носа и подбородка, облизывают намазанные сладким губы: каждую отдельно и по кругу, поглаживают щеки изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку.

Для расслабления языка его покусывают по всей поверхности, постепенно высовывая его и снова втягивая, или пошлепывают кончик языка шпателем или ложкой. Полезно вылизывание тарелок и выпуклой стороны столовых ложек всей поверхностью кончика языка. Слизывание с вогнутой поверхности укрепляет самый кончик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы можно добиться более тонких и точных движений. С той же целью почесывают кончик языка о верхние резцы, пересчитывают зубы, упираясь в каждый, поглаживают щёки, надавливая с силой на внутреннюю сторону, тщательно обводят по кругу преддверие полости рта, катают, если позволяет строение нёба, круглую конфетку, прижимая ее кончиком языка к альвеолам.

Упражнения для кончика языка выполняются особенно долго, поскольку кончик при расщелинах нёба слабый, не тонированный в подъеме, в нем снижены тактильные и пространственные ощущения необходимо сочетать расширение объема движений с тактильными раздражениями, что постепенно приведет к обострению кинестезии.

Все упражнения, связанные с высовыванием языка помогают опустить его корень.

При рубцовой деформации верхней губы приходится развивать ее подвижность. Начинают с поднимания и опускания верхней губы. Ребенок закусывает нижнюю губу, а затем под счет поднимает и опускает верхнюю 5-6 раз подряд. Упражнение выполняют перед зеркалом.

Несмыкающиеся, вялые губы тренируют, удерживая ими кусочки сухаря, сахара или леденца. Чем меньше кусочек, чем круглее и глаже, тем плотнее сжимаются губы. Упражнение делают тоже под счет и следят, чтобы губы не вытягивались хоботком. Хорошие результаты дают тренировки с плоскими круглыми дисками разного диаметра и веса. (Диски могут быть заменены пуговицами, в отверстия которых продевается страховочный шнурок.) Губы захватывают лишь край диска, но он должен располагаться строго горизонтально. Заканчивают этот цикл удерживанием полосок бумаги в течение 15 - 30 мин, например при просмотре телевизора.

Затем переходят к втягиванию обеих губ в рот.

При западении верхней губы закладывают под нее продолговатый валик и стараются навернуть губу на резцы. Растягивают уздечку верхней губы и сглаживают рубцы массажем. Логопед или сам ребенок берет губу подушечками большого и указательного пальца у углов рта, сводит пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивает ее вперед. После повторения этого движения 10- 15 раз разминают рубец между пальцами. Затем водят языком в преддверии полости рта, сильно надавливая на уздечку.

Гимнастику и массаж выполняют 3-4 раза в день по 5 минут.

Поскольку кинестезии у лиц с расщелинами нёба снижены, одновременно работают не более чем над тремя видами упражнений. Кроме того, нагруженные большим количеством заданий, дети путают их или выполняют неточно. И хотя для активизации мышц артикуляционного аппарата возможно использование любых общепринятых упражнений, они должны быть отобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и носить строго целенаправленный характер. Не следует делать массаж языка трехлетнему ребенку, если язык еще не сместился к глотке и корень имеет нормальные размеры - glavsovet.ru. Не стоит добиваться до операции пощелкивания. Оно не получится из-за отсутствия нужного давления воздуха во рту рекомендуется избегать быстрых, резких аpтикyляциoнныx движeний. Они требуют большого общего напряжения, но не дают при этом желаемого эффекта, так как ребенок не успевает запомнить смену ощущений и часто смазывает движения. Отмечено, что на первых занятиях проявляется излишнее напряжение мышц лба, крыльев носа, челюстей и шеи. Это напряжение передается на гортань и глотку. Уменьшение его снижает носовой оттенок и улучшает условия для коррекции звуков. Поэтому полезно несколько раз в течение занятия прерывать артикуляционную гимнастику кратковременными расслаблениями мышц лица, шеи, глотки, a тренировке избегать резких движений.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению раздела
Исправление фонетической стороны речи у детей и подростков


Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру