На главную | Публикации

Воспитание и развитие детей и подростков, семейные отношения


Особенности дыхания, голосообразования и артикуляции при ринофонии и ринолалии




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Исправление фонетической стороны речи у детей и подростков

Устранение последствий врожденной расщелины губы и нёба у детей и подростков предполагает исправление расстройства речи, являющегося компонентом клинической картины основного соматического дефекта. При этом нарушение, характеризующееся только увеличением носового резонанса голоса, квалифицируется как открытая ринофония, а включающее также искаженное звукообразование - как ринолалия. По классификации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), ринофония и ринолалия причислены к голосовым расстройствам. Именно несбалансированный резонанс провоцирует развитие всех других патологических изменений фонетической стороны речи. При врожденных расщелинах нёба или нёбно-глоточной недостаточности носовая полость становится парным резонатором ротовой. В соответствии с законами акустики частота колебаний этого парного резонатора накладывается на частоту колебаний основного тона. В результате значительно изменяется акустический спектр голоса. В нем появляются дополнительные форманты назализации. Носовой резонанс или открытая назализация лишают голос звонкости и полетности. Голос становится монотонным, гнусавым, глухим. Но если при ринофонии нарушается только акустическая сторона речи, то при ринолалии к этому добавляются отклонения в аэродинамических условиях речеобразования: изменения направления воздушных потоков в полостях рта и носа, понижение давления воздуха в полости рта. Приспособление к создавшимся условиям приводит к грубым искажениям артикуляций.

Патофизиологические исследования последних лет выявили многие детальные особенности дыхания, голосообразования и артикуляции при ринофонии и ринолалии, но только небольшая часть из них нашла применение в логопедии. Это привело к противоречивым рекомендациям по исправлению ринофонии и ринолалии у детей и подростков. Кроме того, имеющаяся литература представлена большим количеством научных статей, каждая из которых посвящена определенному патологическому симптому и методическим приемам лишь по его коррекции.

Основной задачей настоящего раздела сайта glavsovet.ru является последовательное изложение методики коррекционно-воспитательной работы по исправлению фонетической стороны речи при ринолалии. В ходе теоретической и практической разработки вопроса использовались методы восстановления голоса при различных его нарушениях, отдельные приемы вокальной педагогики, материалы исследований и методические указания отечественных и иностранных фониатров и логопедов. Многолетний практический опыт работы специалистов подтвердил эффективность предлагаемой методики.

Нами описываются анатомо-функциональная роль нёбно-глоточного аппарата в норме и нарушения, вызванные врожденными расщелинами нёба. Особое внимание уделяется характеристике фонетической стороны речи при ринолалии. Здесь подробно излагаются основы поэтапной коррекционно-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии до и после пластической операции нёба. Отдельные веб-страницы посвящены методике постановки физиологически правильного голосоведения и коррекции голосовых нарушений при врожденных расщелинах нёба фонопедическими методами, детально разбираются отдельные приемы постановки звуков при ринолалии.

Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата
Основные причины патологии голоса при врожденных расщелинах нёба
Деформации зубо-челюстной области, укорочение подъязычной связки и рубцовые деформации губ
Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии
Определение степени выраженности носового резонанса

Основная цель дооперационных занятий с детьми - не допустить закрепления компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи.

Дооперационные занятия с детьми
Голосовые упражнения до операции
Воспитание фонематического слуха у ребенка

Послеоперационный этап длится очень недолго, всего две-три недели, но важность его велика. Именно после пластической операции обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи.

Послеоперационный этап и его важность
Коррекция звукопроизношения, координация дыхания, фонации и артикуляции
Автоматизация новых навыков

Расстройства голоса при ринофонии и ринолалии у детей весьма многообразны. Ведущим является изменение тембра голоса - открытая назализация - неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос ребенка становится монотонным, неполетным и слабым.

Расстройства голоса при ринофонии и ринолалии
Сознательный контроль за резонансом

Подготовка и постановка звуков при ринолалии продолжается долго - несколько месяцев, а в тяжелых случаях и более года. Тем не менее тщательный подбор приемов коррекционно-педагогической работы с ребенком позволяет исправить звукопроизношение и значительно улучшить детскую речь даже при выраженной нёбно-глоточной недостаточности.

Особенности ребенка с ринолалией
Коррекция взрывных звуков при ринолалии
Воспроизведение и разборчивость глухих взрывных и фрикативных согласных фонем

При коррекции звукопроизношения у ребенка логопеду приходится подбирать специальный дидактический материал. Трудность подбора при обучении детей и подростков, страдающих ринолалией, состоит в том, что вводить новую фонему в слова можно только на правильно произносимом материале. Такой подход обеспечивает в речевых упражнениях артикуляции в переднем отделе полости рта, усиливает кинестезии, облегчает слухоречедвигательный контроль, позволяет применять навык правильного голосоведения и в итоге дает ощущение нормальной речи. После закрепления фонемы в специально подобранных предложениях можно вводить ее в спонтанную речь. Выработанный навык проговаривания ее в словах позволяет ребенку произносить бытовые слова не утрированно. При ошибках внимание привлекают только к изучаемой фонеме и определению ее места в слове. Это помогает начинающим ориентироваться в потоке одинаково звучащих дефектных фонем.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.




Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру